Портфолио – это целенаправленное накапливание работ учеников. Портфолио показывает усердие, развитие ученика, его достижение по одному или нескольким предметам.
Основные моменты:
- Участие ученика в выборе содержания материала;
- Выбор материала на основе обдуманных критериев;
- Обдуманные критерии оценивания;
- Показатель рефлексивно – аналитического мышления ученика.
В портфолии должны быть самые лучшие работы, выбранные учеником для самооценивания и результаты деятельности, показывающие его продвижение и развитие с целью достижения планированных результатов.
Функции портфолио
В современном образовании оценивание направлено на мониторинг уровня усвоения умений и навыков, полученных учеником процессе обучения по отдельным предметам. Портфолио:
- Улучшает процесс оценивания, наглядно показывая сильные и слабые стороны ученика;
- Поддерживает стратегию, выбранную для достижения целей в обучении;
- Отражает изменения и продвижения в процессе обучения;
- Помогает рефлексивно-аналитическому мышлению учащихся, учителя и родителей.
Цели использование портфолио:
- Поощрение целенаправленного обучения;
- Расширение представления об изучаемой теме, материале;
- Демонстрировать развитие в достижении планированных результатов;
- Развивать умения учить;
- Дать возможность учащимся на самооценивание;
- Создать условия учащимся для взаимно поддержки и развития.
Особенности портфолио
Оценивание посредством портфолио – это процесс, имеющий много разных особенностей. Сюда можно относить следующие:
- Это непрерывный процесс, обеспечивающий и формативное, и суммативное оценивание. Оно обеспечивает мониторинг развитие ученика в достижении заранее планированных результатов.
- Показывает разные аспекты и процессы в деятельности ученика учебном процессе.
- Обеспечивает совместную рефлексию в процессе мышления и самоанализа учащихся. В этом процессе они наблюдают свое личное восприятие и понимание, размышляют над своим отношением в решении проблем и принятии решений, наблюдают свое личное продвижение в понимании содержания предметов и в усовершенствовании навыков.
Несмотря на то, что портфолио отражает различные подходы, здес имеются и общие требования. Портфолио:
- Должно ясно отражать цели, определенные в программе (курикулуме);
- Должен поддержать особенности личностно ориентированного образования;
- Должен демонстрировать применение различной в оценивании, объединяя в себе все образцы деятельности выполняемой на протяжении полугодия или всего учебного года;
- Должно собирать разные образцы работ учащихся по самооцениванию и взаимооцениванию.
Портфолио создает возможность применять метод оценивания, отличающегося от традиционного метода оценивания достижений учащихся. портфолио также создает возможность учителям и учащимся заранее прогнозировать неудачи в оценивании достижений учащихся, развивать творческое мышление, присвоить умение оценивания своих достижений, и в целом, наблюдать учебный процесс. Для эффективного осуществления оценивания учитель должен применять разные стратегии в оценивании достижений учащихся. Оценивание портфолио должен объединять в себе ряд критериев:
- Познание (присутствие рефлексии и творческого мышления);
- Рост, совершенствование и развитие, соответственно основной цели и показателям учебного плана;
- Понимание и применение основных процессов;
- Соответствие представленных в портфолио работ поставленным требованиям;
- Разнообразие заметок (например, использование различных упражнений, демонстрирующих достижение учащимися планированных стандартов).
При определении основных критерий необходимо совместная работа учителя и учащихся. Эти критерии могут быть использованы и при формативном, и при суммативном оценивании достижений учащихся. В течении учебного года учитель сотрудничая с учащимися может определить работы, входящие в портфолио. Кроме этого они могут разработать систему оценок для оценивания портфолио (это может быть оценивание баллами). Работы в портфолио будут оцениваться именно с их помощью. Рублик, правила и баллы могут быть разработаны для каждого раздела портфолио. И для суммативного оценивания должны быть включены оценки и баллы. Учитель должен включить и учащихся в процесс суммативного оценивания портфолио. Для принятия безукоризненного решения в выборе и оценивании разделов и заданий портфолио необходимо привлекать группу экспертов.
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Объясните особенности оценивания в личностноориентрованном обучении и его разницу с традиционным оцениванием.
2. На каких принципах организуется оценивание достижений учащихся в современном образовании?
3. Какие направления, и какие виды имеет оценивание? В чем заключается их значение?
4. Какую функцию выполняют критерии в оценивании достижений учащихся? Какие преимущества дает обучению их применение?
5. Для чего нужно самооценивание учащихся?
6. Охарактеризуйте значение обратной связи в процессе обучения.
7. Что такое портфолио? Как осуществляется его оценивание?