«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
План-конспект экологического занятия
в подготовительной к школе группе
Разработан студенткой 4-го курса
Группы: ДО-3-16
Яковлевой Еленой
Дата проведения: _____________
Время проведения: ____________
Место проведения: ____________
Количество детей: _____________
Утвержден:
_____________
Оценка_______________
Чебоксары 2020
Программное содержание:
Образовательные задачи:
· Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
Развивающие:
· Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
· Развивать память, внимание, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
· Развивать у детей поисковую и творческую деятельность.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материал и оборудование: подносы с набором речных и морских камней, шишки, бруски деревья, пенопласт, пластилин, резиновые игрушки, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования.
Предварительная работа: сбор коллекции камней вместе с детьми.
Методические приёмы:
Словесный: беседа-диалог, загадка, стихотворение.
Наглядный: рассматривание камней, украшений.
Игровой: игровая ситуация, словесная игра.
Ход ООД:
Вхождение в занятие:
- Как мы рады! Все на месте,
Собрались сегодня вместе
Посмотреть, что происходит,
Если в дом игра приходит.
Нас волшебство и игры ждут,
В путь к новому друзей зовут!
Воспитатель: «Ребята, предлагаю вам сегодня поиграть в интересные игры. Наша группа превратилась в мини – лабораторию.
отгадайте загадку и вы узнаете, что мы с вами будем изучать.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Ответы детей: камень
Воспитатель:Правильно!Ребята, где мы можем увидеть камни?
Ответы детей: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Верно! Для чего служит камень человеку?
Ответы детей: Из камней строят дома, башни, мосты и дороги.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что камни крепкие, прочные и долговечные.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете как образуются камни?
Ответы детей:
Воспитатель: Они образуются при разрушении гор.
Воспитатель: Я вас приглашаю в лабораторию, и как маленькие ученые будем изучать камни. Предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории?
Ответы детей: Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, выполнять указания.
Воспитатель: Ну, что же, я вижу вы готовы приступить к исследованию.
Опыт 1.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите все камни. Все камни одинакового размера? Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: Камни бывают разных размеров, разного цвета и формы.
Опыт 2.
Воспитатель: Потрогайте камень, и скажите какой он на ощупь гладкий или шероховатый?
Как вы думаете, почему они такие?
Ответы детей: Гладкими их сделали волны. В воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими - без единого уголка.
Воспитатель: Правильно, а теперь возьмите по камню и скажите какие они на ощупь.
Ответы детей: шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Или гладкий с ровной гладкой поверхностью, объясняют почему.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: Камни могут быть гладкими и шероховатыми.
Физкультминутка:
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли. (ходьба на месте)
Присели, собрали
Встали, дальше пошли. (приседание)
Чтобы камешки таскать
Надо руки нам размять. (сжимают ладони в кулачки)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмите камень в одну руку, а в другую пластилин, и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? А пластилин?
Ответы детей: Нет, а пластилин изменил форму.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: Камень не меняет форму, потому что он твердый.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы узнаем, как камень и дерево и другие предметы будут себя вести в воде. Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить в воду дерево, камень, шишки, игрушки. Что с ними произойдет? Почему камень потонул
Ответы детей: Дерево, резиновые игрушки, пенопласт, шишки плавают, а камень тонет, потому что камень тяжелее воды,а все остальные предметы легче воды.
Воспитатель: Верно! Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его и сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Ответы детей: Цветом. Мокрый камень темнее.
Воспитатель: Какой можем сделать вывод?
Ответы детей: Камнитонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные, при намокании имеет яркую окраску.
Воспитатель: Вот как много мы узнали о камнях.
Воспитатель: А теперь предлагаю Вас проверить, что же вы знаете о камнях? Предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет»!
1. Камень тонет в воде?
2. Камень прозрачный как стекло?
3. Камень легкий как пух?
4. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?
5. Из камня можно вылепить любую форму?
6. Камень может плавать в воде как дерево?
7. Камень рвется как бумага?
8. Мокрый камень становится мягким?
9. Все камни одинакового размера?
10. Камень можно разрезать ножницами?
Воспитатель:Молодцы, ребята, я вижу, что вы знаете все свойства камней. Вам понравилось исследовать камни?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю взять по камню и высказать свои ощущения, ваше мнение о игре в лаборатории.