Элементы хромотерапии используем при отработке лексико-грамматических категорий, развитии мелкой моторики рук, правильного дыхания, координации движений.
Предлоги – тема трудная. Монотонность и однообразность работы снижают интерес детей к занятиям. Другое дело, если предлоги изучать по картинкам, выполненным самостоятельно. Иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «Котята», выполненная детьми, поможет закрепить знание предлогов, умение ориентироваться на листе бумаги. Наглядность к занятиям стараемся готовить вместе, иногда при выполнении домашнего задания. Пособия, изготовленные таким образом, недолговечны, не всегда красивы и аккуратны, зато помогают поднять самооценку ребенка, вызвать интерес к нему со стороны сверстников. Каждому ребенку хочется, чтобы именно его работы использовались на занятиях. Избежать обид помогает коллективное творчество. Воспитатели групп охотно делятся выполненными в группе аппликациями, рисунками.
Использование цветовой гаммы при выполнении пальчиковой гимнастики, например, в игре «Пианино» дает хороший результат. Дети плотно раскладывают разноцветные квадраты и по заданию взрослого нажимают «клавишу» заданного цвета. Сначала это делается медленно, одной рукой, затем двумя руками с увеличением темпа. При выполнении задания обеими руками должно быть по две одинаковые клавиши.
«Мозаика» - дети последовательно выкладывают в длину квадраты заданного цвета, причем цвет в полосе повторяться не должен. Повторяющийся красный кладем на красный, желтый на желтый и так далее. Усложняем задание. Предлагаем детям выложить квадраты так, чтобы рядом не было ни одного квадрата одинакового цвета. Детей путаем: называем несколько раз подряд, например, квадрат синего цвета. Ребенок должен подумать и принять самостоятельное решение: можно положить квадрат на квадрат; отложить квадрат в сторону и забыть о нем; использовать его в конце работы; положить поодаль, оставив место для квадрата другого цвета и т.п. На первый взгляд упражнения просты, но при их систематическом применении у детей улучшается внимание, память, развивается мышление. Играм с квадратами находим более широкое применение: работаем над звуками, лексикой, грамматикой, связной речью (назови/загадай/опиши предметы на заданный цвет; согласуй цвет с предметом, с предметом и числительным; придумай «желтую сказку», «синий рассказ» и т.д.)
Речевые физкультминутки укрепляют здоровье, расслабляют, развивают координацию движений, совершенствуют речевые навыки и т.д. Физкультминутки придумываем сами. Например, физкультминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков с, сь, ш, з, зь, ж:
Желтые букашки в лужицу присели,
Желтые букашки попили, полетели.
Вон вдали ромашки, зеленые листочки,
Ветерком колышутся синие цветочки.
Желтые веснушки на лице Наташки,
Синие штанишки у мальчишки Пашки.
Мишки-шалунишки, толстые-топтышки,
С зайцами скакали по лесной дорожке…
Дождик с неба брызнул, убежало солнце,
И уселась сойка на мое оконце.
Побежали мишки, зайцы и букашки,
Девочки Наташки и мальчишки Пашки!
Мокрые штанишки, мокрые рубашки,
Прячьтесь все девчонки, прячьтесь все мальчишки!
(Дети движениями сопровождают текст).
Изучаем с детьми свойства цвета. Ребята знают теплые и холодные тона, спокойные и возбуждающие. Учимся дышать «цветом». Например, дышим как синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (рисуем синюю полоску на листе бумаги); дышим, как жаркое желтое солнце: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта (рисуем желтую полоску); дышим, как спокойное зеленое поле: рот приоткрыт произвольно, делаем произвольный плавный выдох (рисуем зеленую полоску); дышим, как черная ночь: рот открыт средним «хоботком», делаем вдох и выдыхаем вперед слегка вытягивая губы и собирая «хоботок» к центру (рисуем черную полоску); дуем на раскаленный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (рисуем красную полоску) и т.п. Вот вам и готовое пособие для занятий в кабинете и для домашнего задания, выполненное своими руками. Интересно, полезно, быстро! Дети с более развитыми конструктивными умениями и навыками, могут вырезать и наклеить полоски из цветной бумаги, или приклеить уже готовые.
Учителю-логопеду приходится форсировать, упрощать коррекционный процесс. Времени на индивидуальную работу остается мало. Поэтому, повторюсь: данные приемы и методы рекомендуются, в первую очередь, для работы с небольшой группой особенных детей, нуждающихся, в нашей поддержке и понимании. Цветовые средства коррекционного воздействия должны грамотно отбираться с учетом конкретной ситуации.
Ежедневную монотонную работу можно превратить в увлекательное путешествие. «Цветные» занятия одинаково полезны как детям, так и взрослым. На логопедических занятиях с использованием хромотерапии из руководящего и созерцающего педагога невольно превращаешься в активного, заинтересованного участника коррекционного процесса и ловишь себя на мысли, что угнаться за фантазией детей невозможно.
Заключение
Эксперимент организации логопедических занятий с использованием элементов хромотерапии для детей дошкольного возраста «группы риска» и тяжелой речевой патологией носил наблюдательно-описательный характер. В эксперименте участвовала только одна группа детей, в которую вошли все воспитанники, нуждающихся в особом подходе. Деление детей на контрольную и экспериментальную группы посчитали некорректным. Сравнительную характеристику проводили в соотнесении с детьми предыдущего года обучения. В сравнении с детьми предыдущего года обучения, уровень развития речи детей так же не достиг возрастной нормы, но все-таки наблюдались более высокие показатели психоэмоционального, речевого и общего развития. Дети стали более внимательными, вырос объем активного и пассивного словаря, улучшились грамматические и лексические показатели. Сократился временной промежуток установления контакта между учителем-логопедом и детьми. Дошкольники эмоционально выражали свои чувства, проявляли интерес к занятиям, адекватно оценивали свои достижения и стремились к конечному результату. Снизился или полностью исчез страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, возросла коммуникативная активность. Повышенный интерес к занятиям, выполнению домашних заданий проявили и родители.
Элементы хромотерапии способствуют развитию основных психических процессов у детей и могут стать связующим звеном при переходе от одного вида работы к другому.
Т.о., подтверждены возможности развивающего воздействия на социальную ситуацию личностного, психологического и речевого развития детей дошкольного возраста «группы риска», средствами создания благоприятной предметной окружающей среды и использования элементов хромотерапии. Для детей с задержкой развития, особенно с задержкой развития социального характера, важно не заниматься, а проживать занятие, чувствовать заинтересованность педагога в их личном успехе.
Коррекционные логопедические занятия должны ориентироваться на всестороннее речевое развитие, психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом, восполнение пробелов в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсорном уровне, чему и способствует активное использование цветовой гаммы.
Практический опыт работы по созданию условий оптимизации деятельности учителя-логопеда с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией путем использования элементов хромотерапии в коррекционном сопровождении позволяют сформулировать следующие выводы:
- подтверждены положения отечественной и зарубежной науки о хромотерапии, как о науке, воздействует на физиологические процессы человека, его психологическое состояние.
- подтверждены возможности развивающего воздействия на социальную ситуацию личностного и речевого развития детей дошкольного возраста, соотносимых к «группе риска» средствами создания благоприятной предметной окружающей среды и использования элементов хромотерапии;
- подтверждена возможность влияния цветовой гаммы на формирование образов, эмоций, ассоциаций у детей-логопатов.
- выявлено на основе анализа литературы: технология хромотерапии отнесена к разряду здоровьесберегающих технологий и не адаптирована к использованию в логопедической работе.
- получено подтверждение гипотезы: эффективность логопедической реабилитации с использованием элементов хромотерапии возрастает, находится в зависимости от уровня интеграции детей в социум и связана с состоянием эмоциональной сферы детей.
- определены пути оптимизации работы учителя-логопеда, которые могут быть положены в основу создания технологии хромотерапии, адаптированной к использованию на логопедических занятиях.
Список литературы
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии
личности //Дошкольное воспитание. 1995. - № 4. - С. 37-43.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для
студентов средних и высших учебных заведений./Медведева Е. А.,
Левченко И.Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. / М.: «Академия»,
2001.-248с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: М.: Мозаика-
Синтез, 2002. - 270 с.
4. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса
в вопросах и ответах. Киев: Рад. школа, 1983. - 287с.
5. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на
учащихся / Ярославль, 1982.
6. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.,
1994.
9. Бойков Д.И. Как развить навыки общения у ребенка: Метод, рекомендации /
Д.И.Бойков. СПб., 1995. - 48 с.
10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., - 1992.
11. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М.,
1981.
13. Казакова А.Г., Современные педагогические технологии.- М.: Просвещение, 1999.- 249с.
14.Лангмейер И., Матейчек 3., Психическая депривация в детском возрасте,
Прага, 1984;
15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
знаний. СПб,- 2003.-254 с.
16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: ВЛАДОС, 1997. - 304с.
17. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р.-на-Д., 2001.
18.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.
19. Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. Издательство: КАРО 2006
20. Реан, А. А. Психология адаптации личности Текст. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.
21. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р., Либлинг М.М. М.-1990.
22. Материалы сайтов: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26725/
© Logoped.Ru Добрынина Э.Г.
© Shkolazhizni.ru
www.superinf.ru
www.rоsdеsign.cоm
www.соlоrzonу.ru
www.раssiоn.ru
www.wikipеdiа.оrg
www.аstrоguidе.ru
Приложение 1