Введение
Современный город – сложная полиструктурная многофункциональная система, концентрирующая значительные объемы материальных, финансовых, трудовых ресурсов страны. Именно города являются «локомотивами» социально-экономических и политических модернизаций. Именно города наиболее активно воспринимают и сами продуцируют инновации, являясь пространственными центрами прогрессивных изменений во всех сферах жизни общества. Однако часто неотъемлемой частью истории городов является утрата уникальности и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики
В развитии городов, так же как и в развитии других сложных систем, ярко проявляется феномен цикличности. На современном этапе развития российской системы городов большую часть поселений, находящихся в состоянии упадка, составляют моногорода, возникшие в период индустриализации страны, хозяйственная специализация которых связана с промышленным и оборонным производством.
В этих условиях огромное практическое значение приобретает разработка качественно новой городской социально-экономической политики, обеспечивающей формирование перспективной специализации города в территориальной системе хозяйствования.
Объект исследования – муниципальное образование «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.
Предмет исследования – процессы, тенденции, перспективные направления развития специализации города Кирово-Чепецка.
Целью исследования является развитие теоретических представлений о тенденциях и перспективах развития моногородов и обоснование выбора перспективной специализации на примере муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования специализации города;
- проанализировать социально-экономические показатели муниципального образования «Город Кирово-Чепецк»;
- разработать подходы к определению перспективы функциональной специализации города.
Теоретической основой курсового проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные правовые акты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, периодические издания, материалы Интернет.
Теоретические основы исследования специализации города
Ресурсный потенциал и социально-экономические факторы специализации города
Современный этап развития страны характеризуется растущим интересом к ресурсному потенциалу и комплексу социально-экономических факторов городов. Под ресурсами, как правило, понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Ресурсный потенциал муниципальных образований включает в себя материальные и нематериальные показатели соответствующей территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Среди ресурсов муниципальных образований, входящих в его состав, выделяют природно-географические, сырьевые, финансовые, экономические, трудовые, правовые, научные (интеллектуальные), информационные, политические, управленческие, культурные и другие виды.
К муниципальным социально-экономическим факторам относятся:
- отраслевая структура производства;
- размещение населения по территории региона и муниципальных образований;
- доходная и половозрелая структура населения;
- уровень денежных доходов на душу населения;
- культурный и общеобразовательный уровень населения;
- региональные различия в ценах на товары и услуги;
- природно-климатические условия региона;
- национальные особенности региона и муниципальных образований;
- исторические и этнографические традиции региона и муниципальных образований.
Данные социально-экономические факторы определяют весь воспроизводственный процесс в регионе и муниципальных образованиях, начиная с производства и распределения и заканчивая обменом и потреблением продукции и ресурсов. Региональные факторы социально-экономического развития весьма разнообразны, среди них можно выделить следующие виды:
- ресурсные факторы: количество населения; масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос; земельные ресурсы; водные ресурсы; технологическое оборудование; квалифицированная рабочая сила; финансовые возможности;
- инфраструктурные факторы: коммуникационно-информационная сеть; институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т.д.);
- технопарки и прочие организации, способствующие инновационной деятельности; фонды поддержки предпринимательства и прочее;
- внешние факторы: федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т.п.
Поскольку социально-экономические факторы формализуются (выражаются количественно), то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.
Значение социально-экономических факторов при выборе перспективной специализации города.
Во-первых, помимо традиционных факторов (природного, энергетического, транспортного, социального и других) появляются новые факторы: геополитические, рыночные, кризисные и т.п.
Во-вторых, возрастает значение природного и связанного с ним энергетического факторов при определении местоположения отдельных предприятий и региональных хозяйственных комплексов.
В-третьих, расширена степень самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.
В-четвертых, повысилась роль транспортного фактора из-за постоянного роста стоимости перевозок.
В-пятых, в новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения, но и от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, региональная), разноэтапности регулирующих мероприятий в ТЭК и т.п.
В-шестых, возросла роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем [5, c. 34].
Схема функционирования города включает как минимум три взаимосвязанных блока: «экономика», «население», «природная среда». Кроме того, следует учитывать наличие государственных и муниципальных структур, воздействующих на происходящие процессы, а также внешний фактор (экономика соседних муниципальных образований и регионов, а также зарубежная экономика).
Помимо факторов муниципального экономического развития также выделяют социально-экономические пропорции, т.е. относительные показатели, характеризующие соотношения между продуктами и ресурсами, между затратами и результатами. Социально-экономические пропорции отражают уровень жизни населения муниципальных образований в целом. Они складываются под влиянием решений, принимаемых всеми участниками регионального воспроизводственного процесса, такими как региональные органы власти и управления, органы местного самоуправления, субъекты предпринимательских структур, население.
К социально-экономическим пропорциям относятся пропорции между:
- частным и государственным потреблением;
- платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг;
- численностью населения и развитием жилищного хозяйства;
- жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания;
- численностью населения и масштабами развития социальной сферы [12. С. 122].
Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потребительских товарах и услугах влияют на их производство, а производство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования является одной из функций муниципального управления. В этой связи органы местного самоуправления должны разрабатывать, принимать и организовывать исполнение планов и программ комплексного развития социально-экономического пространства муниципального образования, а также определять перспективы дальнейшей специализации города.
Под муниципальным социально-экономическим пространством, как правило, понимают всю совокупность находящихся в границах муниципального образования человеческих, земельных, природных, материальных и финансовых ресурсов вне зависимости от их формы собственности, степени их вовлечения в хозяйственный оборот и уровня использования [8].
Таким образом, ресурсный потенциал и социально-экономические факторы города учитываются при выборе направлений специализации муниципальных образований.