К какому циклу и тому стихов Блока относится? Какова тональность стихотворения?
Стихотворение «В ночи, когда уснет тревога…» относится к 1 тому стихов/ Стихотворения. Книга первая (1898-1904), к циклу «Ante Lucem» (1897-1900). Год написания: 1898.
Ante Lucem - цикл стихотворений Александра Блока, написанный им в течение 1898—1900 годов включает в себя 76 стихотворений. Ряд стихотворений цикла посвящён Ксении Михайловне Садовской (1861—1925), с которой Блок познакомился в 1897, во время поездки в Германию.
Первый цикл озаглавлен «Ante lucem» — «До света» или, как переводил это название сам Блок, — «Предрассветное». В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью.
О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..
Вошедшие в данный цикл стихотворения отличает тяготение поэта к ушедшей культуре, которая ощущается им как интимно близкая, сегодняшняя. Отсюда – многочисленные цитаты, реминисценции и мифологемы, через которые раскрывается связь «я» с мировым целым и с людьми через те или иные историко-культурные уподобления и которое порождается панэстетическим представлением, что история ярче всего кристаллизируется в искусстве.
Основная поэтическая мысль, выраженная в стихотворении.
Поэт признается, что в повседневной суете далеко не каждый человек может понять, каким бесценным даром он владеет. Заключается он в возможности ежедневно видеть рассветы и закаты, наслаждаться шелестом листьев и ароматом цветов. Лишь в особые минуты просветления приходит осознание того, что мир действительно прекрасен. Поэтому автор восторженно восклицает: «О, сколько музыки у бога, какие звуки на земле!».
Совершенство природы настолько поражает Блока, что на фоне безупречно прекрасного мира его личные переживания и проблемы кажутся чем-то пустым и никчемным. «Что буря жизни, если розы твои цветут мне и горят», – отмечает поэт, подчеркивая, что даже слезы боли и жалости на фоне вечернего заката перестают иметь столь важное значение, которое мы им придаем. Блок пытается донести до читателей мысль, что все в этом мире совершенно, и человек является его неотъемлемой частью. Поэтому не стоит проклинать судьбу при неудачах, так как у каждого из нас есть самое дорогое и ценно, чем только может обладать человек – его жизнь. Поэтому, обращаясь к Владычице вселенной, поэт просит принять ее этот скромный дар в виде стихотворения-гимна, преподнося его как «последней страсти кубок пенный от недостойного раба». Таким образом, автор словно бы отрекается от всего земного и пустого, подчеркивая, что он – лишь пылинка в этом мире, вечно прекрасном и бесконечно величественном, о чем мы постоянно забываем, превознося себя и ставя выше природы.
Лирический герой данного стихотворения (цикла).
Любое время суток, подаренное человеку природой, прекрасно. Так и в данном стихотворении лирический герой восхищается ночью, ведь под её покровом скрываются все дневные заботы и тревоги. Красота ночи, особенно период заката, умиротворяют душу человека, всё трудное в жизни кажется таким ничтожным по сравнению с этим величием природы:
Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!
Душа человека словно просветляется в такие минуты, он начинает осознавать, как прекрасна жизнь во всём её многообразии:
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!
Красота природы подчёркивает ничтожность, а порой никчемность личных проблем и переживаний. Совершенна природа, поэтому и человек тоже должен стремиться к совершенству.
Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.
Опорные слова-острия:
· Ночь
«ANTE LUCEM»:
Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье.
«Мне снилась смерть любимого созданья…»:
Я чувствовал вверху незыблемое счастье,
Вокруг себя - безжалостную ночь.
«Милый друг! Ты юною душою так чиста…»:
Ты проснёшься, будет ночь и вьюга
Холодна.
«Мы были вместе, помню я…»:
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была – моя.
· Мгла
«Бегут неверные дневные тени…»:
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь в этой мгле, у строгих образов.
Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен — я жду твоих шагов.
«Песня Офелии»:
Там, за Данией счастливой,
Берега твои во мгле…
«Когда я был ребёнком, - лес ночной…»
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.
· Слезы
«Перед грозой»:
И ветер ночи к нам донёс
Впервые - слёзы грозовые.
«Песня Офелии»:
Вал сердитый, говорливый
Моет слёзы на скале…
«Есть в дикой роще, у оврага…»:
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
· Тревога
«Полный месяц встал над лугом»:
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
«Одиночество»:
Он вспоминал свои метанья,
Будил тревоги прежних дум…
«Ночной туман застал меня в дороге…»:
Усталый конь копытом бил в тревоге -
Спокойный днём, он к ночи не привык.
· Гроб
«Мне снилась смерть любимого созданья»:
Высоко, весь в цветах, угрюмый гроб стоял,
Толпа теснилась вкруг, и речи состраданья
Мне каждый так участливо шептал.
«Песня Офелии»:
В гробе тяжко всколыхнётся
Бант и чёрное перо…
· Розы
«Мне снилась снова ты»
Без счастья, без любви, богиня красоты,
А розы сыпались на бедного поэта
И с розами лились, лились его мечты…
Размер: четырехстопный ямб.
В ночи, когда уснет трево га,
И город скроется во мг ле —
О, сколько музыки у бо га,
Какие звуки на зем ле!
Что буря жизни, если ро зы
Твои цветут мне и гор ят!
Что человеческие сле зы,
Когда румянится зак ат!
Прими, Владычица вселенн ой,
Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гро ба —
Последней страсти кубок пенн ый
От недостойного ра ба!
Рифма: перекрестная, так как рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки.
Ритмика: силлабо-тоническая.
Интонация: общая интонация цикла, как и всего первого тома стихотворений, лирическая - напевная.