Основной формой познания является научное познание. Специфика данного вида познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания). В процессе познания используются такие методы познания как наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, метод, формализации, гипотезы, выдвижения идеи, формулирования научной концепции, теории, в которой представлена система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Наконец, специфической стороной научного познания является научный язык — язык понятий и символов. Научное познание протекает не стихийно, а целенаправленно, нацелено на получение объективного (достоверного) знания об объекте. Оно не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована.
Свои особенности имеет социальное познание. Главной его особенностью является совпадение субъекта и объекта познания. В социальном познании затруднена постановка эксперимента, равно как и строгое следование принципу объективности. Результатам социального познания является обнаружение устойчивых связей между фактами и явлениями, открытие закономерностей, имеющих вероятностный характер, а также так наз. социальное прогнозирование. Чтобы социальное познание максимально приближалось к научному, особое внимание уделяется установлению социальных фактов (явления, события, действия отдельных людей или групп, продукты материальной и духовной деятельности, мнения, суждения, оценки). Далее следует отбор, систематизация, классификация, интерпретация социальных фактов с использованием конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, принципа объективности, причинности. На этапе обобщения требуется строгое логическое обоснование выводов, идей, умозаключений. Философскому познанию присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубина проникновения в суть наиболее характерных общественных, природных, психосоциальных явлений. Философия стремится привести все сведения о мире в строчную систему, понять всё сущее как единство многообразия. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии, находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Художественное познание представляет собой «мышление образами» (В. Г. Белинский), воплощенное в различных формах искусства и фольклора. Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. К средствам художественного познания относится звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный, сценический образ, благодаря которым постигается внутренний мир человека, закономерности и противоречия его становления как личности.
Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не сформировалась духовно свободная личность с развитым интеллектом. В основе мифологического познания эмоционально-образное и образно-конкретное восприятие мира. В древних мифах, сказаниях, легендах, преданиях главными действующими силами выступали очеловеченные силы природы. Через них человек постигал себя, свои
возможности, природные явления и связи между ними. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания.
В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире, на основании которых возводится так наз. вторичное бытие (монастыри, храмы, религиозные общности, предметы религиозных культов и т. д.). Религиозное познание — это богопознание, познание божественных откровений во имя совершенствования человеческого духа и человеческих отношений, познание частицы Бога в себе, формирование религиозной картины мира. Религиозное познание и религиозная картина мира наложили огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в котором воплощены искания более человечного мира, нежели мир реальный.
В системе рационального познания различают следующие ступени познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Первые три ступени относятся к чувственному уровню познания, вторые три — к абстрактно-теоретическому.
Цель познания — поиск истины как совокупности сведений, бесконечно приближающих отражение изучаемого (познаваемого) объекта в сознании познающего субъекта к сущности объекта. Нельзя забывать, что на каждом этапе познания истина выступает как относительный, незавершенный, меняющийся образ познаваемого объекта. В силу этого принципиально невозможен результат, завершающий процесс познания.
3. Деятельность человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания о мире. Виды познания: обыденное, научное, философское, социальное, художественное и др. Выделяют две ступени познания — чувственное (см. Чувственное познание) и рациональное (см. Рациональное познание).
ПОЛИАРХИЯ (греч. poly много + archi главный, старший). Форма власти, для которой характерно ее распределение между центрами влияния с целью контроля за элитой.
ПОЛИТЕИЗМ (МНОГОБОЖИЕ) (от греч. polys — многочисленный, обширный и theos — Бог (многобожие) — 1.религиозные верования, основанные на представлениях о многих богах. Традиции политеизма идут от первобытных верований (веры в духов, поклонения предкам, животным, душам умерших).
- 2.религия, основанная на вере во множество богов, божеств, божков и т. д. Характерен для языческой религиозной культуры (древнегреческий политеизм, древнеславянский политеизм).
ПОЛИТИКА (греч. politike искусство управления государством).
1. Сфера общественной жизни. В ней взаимодействуют государственные органы, общественно-политические организации, отдельные лица, стремящиеся к обладанию властью и ее использованию.
2. — 2.сфера деятельности человека, групп людей, партий, государств, направленной на реализацию социально значимых интересов с помощью власти.
3. Политика — это также совокупность социальных отношений между людьми, группами, объединениями, нациями, классами и государственными структурами по поводу овладения, распределения, осуществления, упрочнения, удержания власти и ее использования для решения важных, с точки зрения субъектов политики, общественных задач.
— 4. деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, стремящихся к власти.
ПОЛИТИКАН — беспринципный, циничный человек, занимающийся политикой из корыстных побуждений, использующий политические интриги и демагогию в целях возможно большего обладания ресурсом власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ (греч. idea — понятие, представление и logos — учение) — совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений, сложившаяся в результате теоретического осмысления политического устройства общества и политических процессов с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенной социальной группы. Она может также выражать политические цели, не сводимые к интересам отдельных социальных групп.
Политическая идеология выполняет следующие функции: влияние на массовое политическое сознание; определение для политического сознания критериев ориентации в политической жизни; формирование привлекательного для граждан образа предлагаемой политической линии; воздействие на мотивы политического поведения граждан.
Помимо теоретического уровня, характеризующего цели, идеалы, ценности, принципы, которыми руководствуется данная социальная группа, идеология функционирует на уровне политической программы, политических лозунгов и требований к власти, а также на уровне сознания масс, усвоивших идеалы и цели данной идеологии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — 1.неотъемлемая часть общенациональной культуры, структурный элемент политической системы. Политическая культура рассматривается на двух уровнях: общества и личности.
1) Политическая культура общества — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических идей и теорий, политических ценностей, моделей поведения, присущих данному обществу. Политическая культура воплощает политический опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках; в политических обычаях и традициях; в политических символах (государственный герб, гимн, флаг); в форме действующих политических институтов и пр.
Политическая культура, будучи составной частью политической системы, во многом определяется ее типом. На основе типологии политических систем выделяют три типа политических культур: тоталитарный, авторитарный, демократический.
2) Политическая культура личности —совокупность знаний и представлений о политике, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий.
Политические знания и представления, политические ценностные ориентации относятся к области политического сознания. Способы практических политических действий — к моделям политического поведения.
Политическое сознание и политическое поведение состоят в тесной взаимосвязи и активно влияют одно на другое.
Политическая культура личности тесно связана с общенациональной политической культурой. Демократическая политическая культура характеризуется установками на утверждение политических ценностей (права человека, правовое государство, политический плюрализм, ненасильственные способы разрешения социальных конфликтов и пр.). Она предполагает также согласованные с демократическими правилами механизмы поведения, наличие определенных личностных качеств: толерантность, демократизм и др.
Одна из насущных политических задач России — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.
- 2.часть общей культуры народа, которая связана с деятельностью политических институтов общества и политическими процессами. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели (стереотипы) поведения человека и социальных групп. Политическая культура — это также система ценностей и аргументов, обеспечивающих относительное единство и устойчивость существующей политической системы, ее институтов и организаций.
Структурно политическую культуру можно представить как совокупность культуры политического сознания (представления, убеждения, ценности, нормы, традиции, обычаи, идеи, идеалы), культуры политического поведения (деятельности, участия) и культуры функционирования политических институтов. Ряд ученых склонны классифицировать политическую культуру в зависимости от уровня политической социализации основной массы населения. При патриархальной политической культуре наблюдается полное отсутствие интереса населения к политическим институтам, безразличие к центральным органам власти, к политике вообще, ориентация исключительно на местные проблемы и ценности (нулевая политическая социализация). Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией субъектов политики на существующую политическую систему, на деятельность центральных властей, но велико ожидание от центральной власти исходящих распоряжений, приказов и благ, нет активного участия населения в политической жизни, господствует абсолютное неверие в возможность как-то влиять на органы власти, контролировать их деятельность (политическая социализация носит односторонний, однонаправленный характер).
Гражданская политическая культура предполагает не только ориентацию ее носителей на существующую политическую систему, на центральные политические институты, но и активное участие в политических процессах. Они подчиняются велениям государственных органов власти, но при этом воздействуют на выработку и принятие решений органами местной и центральной власти, используя механизмы представительной и непосредственной демократии (высокий уровень политической социализации, ее разносторонний характер).
3.Часть духовной культуры общества, элемент политической системы. Отражая исторический опыт, память, ориентации, навыки, ценности людей и социальных групп, она влияет на их участие в политической жизни. Знания, эмоциональные отношения и ценностные ориентации составляют основное содержание политической культуры. Типы политической культуры: патриархальный (интереса к политике нет); подданнический (участие в политике слабое); активистский (высокий интерес и участие в политике).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ - форма выражения политических ценностей, правила участия в борьбе за власть и ее осуществление.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, организаций, людей по поводу участия в политической жизни общества.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА- с овокупность прав и свобод человека, обеспечивающих возможность его участия в управлении государственными делами. К политическим правам относятся: право избирать; право быть избранным; свобода слова; свобода объединений; свобода собраний, митингов, шествий; свобода печати; право на информацию; свобода совести. См. Права и свободы человека.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - форма функционирования политической системы, совокупность деятельности субъектов политики; цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - совокупность характерных для данного общества политических отношений, средств и методов власти, отношений между государством и обществом, форм идеологии, состояния политической культуры. Типы политического режима: демократический, авторитарный, тоталитарный.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА (греч. symbolon знак)- 1.с ловесные, изобразительные, знаковые средства, призванные придать политике доступный, очевидный всем или, напротив, тайный, понятный только посвященным смысл.
- 2.совокупность национально-государственных символов (герб, флаг, гимн, праздники, денежные знаки, конституция, политические ритуалы, священные реликвии, репрезентативная скульптура и архитектура, столица и т. д.). Представляет собой концентрированное образное и понятийное выражение идеи национально-государственного единства. Политическая символика призвана воплотить эмоционально-идейный, героизированный, мифологизированный образ нации, государственной власти, утвердить их независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Каждый народ создает и почитает как священные свои национально-государственные символы, в которых проявляются вековые традиции его политической культуры и одновременно его политический идеал, к которому надо стремиться.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- 1. Целостная совокупность политически организаций, отношений, ролей, процессов, принципов, идей, ценнсстей, существующих в обществе. В структуре политической систем обычно выделяют политические отношения, политические организации, политические нормы и политическую культуру.
— 2.целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом.
К структурным элементам политической системы относятся: организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); 2) нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции); 3) культурный (политическая идеология, политическая культура); 4) коммуникативный (информационные связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
В процессе взаимодействия структурных элементов осуществляется политическая власть — процесс разработки, принятия и реализации политических решений. Решения политической системы так или иначе воздействуют на общество — управляют им. Цель управления — придать совместной деятельности людей согласованный характер, обеспечить стабильность и развитие общества.
Функции политической системы: определение целей, задач, программ деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей и и т. д.
В соответствии с типологией политических режимов политические системы подразделяются на три типа: демократические, авторитарные, тоталитарные.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ- осознание политики ее субъектами, совокупность политических знаний, оценок, убеждений, ценностей и идеалов. Типы политического сознания: конформистский, консервативный, либеральный, радикальный.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis — множественный) — основополагающий принцип политической жизни, согласно которому допускается и поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. Это один из важнейших признаков демократии. Проявлением политического плюрализма является многопартийность.
В условиях политического плюрализма на основе свободной конкуренции, взаимного уважения и компромисса должен складываться баланс общественных интересов.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления политической власти. Его характеризуют следующие показатели: взаимоотношения между властью, обществом и личностью, доминирующая идеология, тип политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей; глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; роль институтов гражданского общества. С учетом названных показателей различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ - вовлечение личности в политические отношения, принятие решений и управление. Формами политического участия могут быть участие в выборах, в создании законов, в самоуправлении, в управлении, в митингах, деятельности политических партий. Выделяют легитимные (законные) и нелегитимные (незаконные) формы политического участия. Чем выше степень политического участия и чем разнообразнее его легитимные формы, тем более демократичным считается данный политический режим.
ПОЛИТОЛОГИЯ (греч. politike политика + logos учение).
1. Система наук о политике, политической власти, политических отношениях, политическом процессе, политической культуре. В структуре политологии выделяют политическую философию, историю политических учений, политическую психологию, политическую социологию, политическую географию и др.
2.наука, изучающая закономерности развития политических отношений и процессов. Она охватывает практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность.
Нередко политологию отождествляют с политической наукой, с формой научной деятельности по получению новых знаний о политической реальности. Центральным объектом политологии является политическая власть, механизмы ее распределения и функционирования.
Политология в России официально оформилась в научную дисциплину совсем недавно — в начале 90-х гг. прошлого века. Власти бывшего СССР всячески препятствовали развитию этого научного направления, понимая, что оно неизбежно войдет в противоречие с политической практикой и господствовавшей тогда коммунистической идеологией.
ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei)-административно-исполнительный орган государства, ответственный за охрану общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений от преступных посягательств. Полиция — составная часть системы органов внутренних дел РФ.
ПОЛЬЗОВАНИЕ - одно из правомочий собственника (см. Собственность). Заключается в праве потребления вещи, извлечения ее полезных свойств, соответствующих ее назначению (эксплуатация имущества, получение доходов, приносимых им, и др.).
ПОНЯТИЕ - форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений. Форма рационального познания. См. Понятие, Суждение, Умозаключение.
ПОПУЛИЗМ (лат. populus — народ) — 1) стиль в политике, опирающийся на примитивные лозунги, апеллирующий к настроениям масс и спекулирующий на внушаемости больших групп людей; 2) черта политического лидера, склонного к демагогии, т. е. к заведомо невыполнимым обещаниям и пустым разговорам. 3)Политическая деятельность, в основе которой лежит стремление добиться своих целей, обращаясь к широким народным массам с обещаниями быстрых и простых решений сложных социальных и экономических проблем.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (лат. post после + industria деятельность).
1. Одно из определений современного общества. Особенности постиндустриального общества, по мнению ряда ученых, состоят в преобладании сферы услуг над сферой производства; в изменении социальной структуры, в формировании которой решающую роль играют критерии профессии, образования и знаний; в создании новых интеллектуальных технологий; в информатизации и компьютеризации общественной жизни и др.
2.общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в сфере обслуживания (торговля, транспорт, финансы, здравоохранение, досуг, наука, образование).
ПОТЕРПЕВШИЙ - в уголовном процессе — лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный вред.
ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование произведенного в обществе продукта в процессе удовлетворения потребностей. Виды потребления: производственное (средств производства и рабочей силы); непроизводственное (материальных благ и услуг населением и организациями непроизводственной сферы — управления, науки, образования и др.); личное (материальных благ и услуг населением).
ПОТРЕБИТЕЛЬ — это тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (человек, фирма, общество).
Потребитель в экономике стремится совершать рациональный выбор, т. е. удовлетворять свои потребности с наименьшими затратами ограниченных средств. Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние проблемы ограниченных возможностей и участвует в ее разрешении.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА - в экономике — средняя или полная стоимость определенного количества потребительских товаров, приобретаемых в течение какого-либо периода времени.
ПОТРЕБНОСТЬ — надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Неудовлетворение потребности может привести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Для животных характерно использование предметов потребностей, которые в готовом виде даны природой; для человека — производство предметов потребностей.
В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. В самом общем виде можно выделить три группы потребностей:
1. Естественные потребности. По-другому их могут называть биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
2. Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относятся, например, потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
3. Идеальные потребности — потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и своего места в нем, познанием смысла своего существования.
Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.
Потребности динамичны, изменчивы. Они носят исторический характер и зависят от уровня культуры человеческого общества и отдельного человека. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее потребности людей. В процессе вовлечения человека в различные сферы и виды деятельности на базе удовлетворенных потребностей возникают новые. Источник развития потребностей — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — понятие, характеризующее правовой статус (положение) человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.
Общепризнанным является деление прав человека на следующие группы: 1) гражданские или личные права (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на владение имуществом и др.); 2) экономические права (право на труд, свободу предпринимательства и пр.); 3) социальные права (право на социальное обеспечение, охрану здоровья, медицинскую помощь и др.); политические (право на объединение, мирные публичные мероприятия — собрания, митинги и др.; право на участие в государственных делах и пр.); 5) культурные (право на образование, право доступа к культурным ценностям, право пользования учреждениями культуры и др.); 6)экологические права (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и др.).
Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств.
ПРАВА И СВОБОДЫЧЕЛОВЕКА - совокупность норм (см. Нормы социальные), характеризующих правовой статус гражданина. Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи природе человека, без них он не может существовать как биосоциальное существо. Свобода человека определяется как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека. Виды прав и свобод человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший орган исполнительной власти (см. Исполнительная власть). В РФ Правительство состоит из председателя, его заместителей и министров. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Состав Правительства определяется Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороноспособности страны и др.