8. Раскройте последовательность действий социального работника (педагога) с детьми из неблагополучной семьи в образовательной организации.
Диагностический уровень. На этом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога.
9. Когда клиент обратился сам (добровольное обращение) –оценка ситуации в случае необходимости организация консультации психолога;
При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье (обязательное посещение семьи, составление акта посещения, разговор с соседями и т.д.), организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Этапы диагностики:
11. Сбор информации; Анализ информации.
Постановка социального диагноза.
12. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
13. Методологические принципы:
14. О бъективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (очень важно смотреть на проблему исходя из интересов клиента)
15. Этические принципы:
16. Конфиденциальность;
17. Степень открытости;
18. Невмешательство в частную жизнь.
19. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы (могут быть опрошены психологом*):
20. Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента)
21. Беседа (диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану)
22. Анкета (письменный опрос);
23. Тесты (набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике:
24. А) шкальные методики. Для определения результата в совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.
25. Б) Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска).
26. В) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (агрессия, переживание)
27. Д) экспрессивные методики ( основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения).
28. Е) анализ документации. Изучение документов - важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
29. Ж) метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи.
30. Реабилитационный уровень. Является важнейшим в системе работы социального педагога с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий:
31. Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.
32. Методы (приемы консультирования):
33. -беседа;
34. -включенное наблюдение;
35. -убеждение;
36. Метод легенд (вымысла) - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
37. Телефонное консультирование – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента, приглашение к себе в кабинет и убеждение в помощи.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.
39. Методы групповой реабилитации:
40. Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.
41. Лекция – передача информации лектором.
42. Диспут - подготовленное обсуждение одного важного вопроса.
43. Дискуссия - столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.
44. Собрание - плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини – лекция, диспут, беседа, презентации, используются видеоматериалы. приемы игротерапии, мозгового штурма.
46. Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.
47.
48.
49.
50.