БРАК
И
Москва 2008 |
ДЕТОРОЖДЕНИЕ
Благословение старцев Святой горы
Посвящается моим многодетным, малоимущим, блаженным родителям Манолису и Элевтерии.
Эта книга — частное богословское мнение по проблеме деторождения, рассматриваемой в разных аспектах. Автор с болью говорит о современных проблемах, таких, как нежелание иметь детей, поиск оправданий своих противозаконных действий, упорства в грехе и лицемерии, как простых мирян, так и клириков Элладской Православной Церкви, а также о причинах этих проблем и о путях их решения, о поучении в Слове Божием.
Перевод с новогреческого И. Петрачковой
Художественное оформление: Владимир Панкратов Компьютерное макетирование: Юлия Зайцева
Архимандрит Николас Эмм. Аркас
Брак и деторождение.
— М: ОБРАЗ, 2008. — 160 с.
© ОБРАЗ, 2008
© Архимандрит Николас Эмм. Аркас, 2008
От редакции
Если понятие целомудрия и девственности для современного человека по большей части чужды и старомодны, вызывая иногда интерес как примечательная странность, то многодетность в наше время многим кажется несвоевременной и несовременной.
На многочадные семьи батюшек и православных прихожан смотрят с недоумением. Для «нормальной» семьи сегодня считается в порядке вещей иметь двоих, ну троих детей (хорошо еще, что не одного, как раньше!), а уж больше — хлопотно, сложно, да и... не нужно. Именно здесь корень зла: не нужно...
Разговоры о социальных трудностях (фарисейское «зачем плодить нищету?» и т.д.) в основе своей содержат один вопрос: «Зачем?» — «Ведь дети, это — непонятная, несовременная, но такая ощутимая обуза для жизненных перспектив...» И начинается «планирование семьи». Безнравственность абортов еще как-то можно объяснить людям, но труднее заставить задуматься о глубокой кощунственности самих понятий «планирования семьи», «предохранения», «безопасного секса»... Ведь именно здесь мы вторгаемся в запретную для человека область
Божественного Промысла и, по сути, пытаемся «планировать» Божественную благодать и «предохраняемся» от Господней милости — к стыду и позору нашему.
Дети — одна из милостей Божиих к человеку, воистину благословение Божие семье, — так это всегда понималось в традиционном православном обществе, умевшем ценить дары и отвечать на них благодарностью. Теперь же мы как бы отмеряем себе объем щедрот и милостей Господних, который устраивает нас, входит в наши планы, а от «ненужного» отказываемся, греша при этом преступлениями Господних заветов1.
Время нравственного одичания делает свое сатанинское дело везде — даже в тех семьях, которые вроде бы живут благопристойно. Распад самого института семьи сегодня весьма глубок, и его проявления — не только разводы, аборты и брошенные дети — это все лежащие на поверхности последствия утраты того основания, на
1 Приводим дословно текст красочного плаката, вывешенного на видном месте в одной из московских поликлиник (комментарием к нему является вся наша книга): «Перечень оснований для прерывания беременности по социальным показаниям: 1) наличие инвалидности 1 -и или 2-й группы у мужа; 2) смерть мужа во время беременности; 3) пребывание беременной или ее мужа в местах лишения свободы; 4) женщина или ее муж признаны в установленном порядке безработными; 5) наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав; 6) женщины, не состоящие в браке; 7) расторжение брака во время беременности; 8) беременность в результате изнасилования; 9) отсутствие жилья, проживание на частной площади, в общежитии; 10) женщины, имеющие статус беженца или вынужденного переселенца; 11) многодетность (число детей три и более); 12) доход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, установленного для данного региона. (Записка из Постановления правительства РФ от 08.05.96 г. за №567)».
котором держится брак. Далее в благополучных семьях так редко сегодня можно встретить понимание семейного служения, благоговейное отношение к семье, как к малой Церкви Христовой, благодарность за Божие благословение чадами...
Семья зиждется на любви и немыслима без ответственности. На любви в Боге и ответственности перед Ним. Об этой ответственности нелегко даже вспоминать — столь сильно мы перед ней виноваты. Но делать это необходимо, если мы хотим, чтобы жизнь по заповедям Божиим оставалась не только словами.
Глубоко символично, что автор книги, которую Вы держите в руках — монах, архимандрит. Снова, как на 1 -ом Вселенском Соборе, когда сторонников целибата для священства, нападавших на брак, осудил суровый подвижник и аскет Палладий, назвавший целомудрием сочетание с законной женой, именно подвижник-монах призывает нас вернуться к полноте понимания семьи и брака. Излечиться от ущербности «спланированной» семьи и вернуться в семью, где с радостью и верой встречают Господню милость — детей, не ограничивая своими «возможностями» дары Божии, сегодня непросто. И, может быть, для кого-то из православных читателей эта книга покажется резкой — но разве без потрясения можем мы сегодня заставить себя выбраться из комфортного лабиринта поблажек и отговорок, от неисполнения Божиих заповедей?
Поэтому пусть не озадачивает вас, дорогой читатель, типично греческая эмоциональность аргументации и взволнованная напористость автора. Как бы суров и резок в некоторых своих выводах он ни был, зачастую не успевая всмотреться в многообразие жизненных ситуаций, резкость авторской ревности о благом не спутаешь
с резкостыо ригоризма и морализаторства. Пусть, читатель, частности не помешают нам воспринять основные идеи книги, которые, без сомнения, содержат в себе то лекарство, которое с Божьей помощью да исцелит в нас наше больное восприятие чудных Божиих Таинств и даров — брака и деторождения.
Предисловие ко второму изданию
Одобрительные отзывы и благосклонное принятие первого издания книги со стороны преосвященнейших архиереев, возлюбленной братии, священства и сведущих в данной теме благочестивых мирян придают мне сил для ее повторного издания, дополненного и исправленного.
Горячо благодарю всех тех, кто удостоил меня таких одобрительных отзывов. Однако и те возражения, которые составляют меньшую долю в отзывах, принесли мне значительную пользу, заставив быть более внимательным в дальнейшем исследовании темы и в изложении новых мыслей, которые еще глубже развивают ее. Оставляя рассуждения о положительных отзывах, остановлюсь лишь на возражениях, которые, по моему мнению, могут служить источником многочисленных вопросов. А ответы на них помещены в конце книги, в приложении с подзаголовком «Ответные суждения». Надеюсь, уважаемый читатель не пренебрежет и этой дополнительной главой, и уверен, что он почерпнет полезные знания и раскроет для себя тему с наибольшей полнотой.
Считаю также важным отметить, что читатель найдет в книге положения, которые лишь избранным покажутся правомерными. Ленивые же и конформисты со
чтут их крайними, преувеличенными и неприменимы ми в жизни. «Ты хочешь от нас совершенства! Но смилуйся, возможно ли это?»
Таковые совсем не поняли, что Христос пришел, чтобы человечество стало новой тварью и что для достижения этого не допускаются полумеры.
Не я хочу совершенства, его требует Он. Когда Вышний Судия предписывает: будьте святы и совершенны, кто Ему отважится возражать, ссылаясь на недостижимость этого?
Господь дал заповедь плодитесь и размножайтесь, и она будет неизменной до скончания века.
Новый Завет этой заповеди не отменяет, даже не видоизменяет. Он ее совершенствует. Он раскрывает дополнительные требования к браку, отмечая его целомудрие: брак честен и ложе нескверно.
Когда Святый Дух говорит: ненавидящий брата своего убийца есть, Он не отменяет заповеди неубий. Напротив, Он относит к убийцам и тех, кто только ненавидит. И когда говорит: всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем, это не значит, что Он отменяет заповедь не прелюбодействуй. Совсем напротив. Он называет прелюбодеем всякого, кто и на свою жену смотрит по плоти и желает ее по плоти2.
Так не будем же, братия, относиться к нашей вере как только лишь к словам. Она есть жизнь. В этом преходящем мире мы призваны участвовать в «игре» под названием «вечность». И в такую «игру» мы не можем играть с закрытыми глазами и отвлеченным умом. Каждый здравомыслящий человек знает, что такой труд (а не игра,
2См. стр. 149.
конечно!) требует борьбы, достойной нашего предназначения.
Никому не поможет применение полумер или просто терпимости. Оно приведет к проклятью.
Господь хочет именно того, что выражено словами могущий вместить да вместит. Но способностями руководит сам Иисус, поэтому каждый, кто захочет, сможет.
Желаю всем прочно обосноваться рядом с Всесильным Господом и не впасть в дезертирство на войне, где главнокомандующий — Сам Сладчайший Иисус. Он ясно сказал: Кто не собирает со Мной, тот расточает. Сам будучи Истиной, Он призвал: Познайте истину, и истина сделает вас свободными. Но если истина предполагает в себе сомнения, она уже не есть истина. И такая фальшивая «истина» никогда не принесет спасения.
Ступай, брат, по дороге Господней честно, и тогда ты увидишь, что слова суть ничто перед счастьем, которое может тебя наполнить навеки. Но если ты скажешь: «Я не могу справиться с этим», то тебя будет вечно терзать горькое несчастье.
В конце концов, подражай тому, кто хочет добиться успеха и при этом не считается с мучительным трудом, работает в поте лица день и ночь. А позже радуется сладким плодам сурового труда. А если ты уподобишься лукавому и ленивому рабу, всю жизнь будешь жалким неудачником.
Религия никогда не служила легким жизненным путем. «Она требует каждодневной борьбы, которую человек ведет во имя своего духовного здоровья» (Мише Друа. Жизнь. 1977, 344).
Стараюсь, чтобы язык мой был простым даже там, где пользуюсь чужими мыслями. Пусть эта книга будет
доступной для всех. Я не прибегал к большому числу источников. Не стремился удивить кого-то мудростью. Я полагаюсь на Священное Писание и на творения Святых Отцов. Только они могут быть авторитетами в таких вопросах. Только на них может положиться человек истинной веры и чистого сердца.
Все это отдаю на суд читателя, обращаясь в особенности к братьям по вероисповеданию, с надеждой, что для их духовной жизни и борьбы мой труд принесет какую-то пользу.
Н.А.
Примечание переводчика. Цитаты из Книг Ветхого и Нового Завета приводятся по русскому «Синодальному» переводу 1876 г. Примечания и комментарии автора приводятся в скобках. В некоторых случаях (когда цитата указана ошибочно) перевод не сверяется с подлинником, но остается вольным.
Введение
На тему брака, бесспорно, написано множество трудов. Этот вопрос изучают с разных сторон богословы, педагоги, социологи, антропологи... Его глубоко и разносторонне исследуют в самых разных аспектах. Именно поэтому не найдется человека, тем более среди истинно верующих, который не знал бы о сути института брака и о проблемах, связанных с ним. Вероятно, каждый считает, что у него есть своя позиция по отношению к вопросам брака.
Но более глубокое изучение вопроса показывает обратное. Каких только поверхностных, безответственных
и даже кощунственных определений не допускается по отношению к браку! Вот что трагично! И те, кто Самим Божественным Установителем брака поставлены для его защиты, нагородили таких измышлений, теорий, которые по большей части лишь создают дополнительные проблемы. Так они сами содействуют семейным разладам, даже полному разложению семьи. То, что сегодня греческая семья — одна из первых кандидатур на вымирание, — безусловно должно заставить задуматься лиц духовных, которые с легкостью поддаются вредному влиянию, уподобляясь сему развращенному веку3.
То, что я не преувеличиваю, покажут примеры и доказательства в соответствующих главах.
Но должен отметить, что существуют еще добросовестные люди — верные и благоразумные домоправители 4, богобоязненные братья во Христе которые среди строптивого и развращенного рода 5непоколебимо стоят за спасение Божие 6 и не преклонили колени перед Ваалом 7. Их цель — спасение свое личное и всех ближних.
К читателю
Ты сделаешь доброе дело для своей семьи и Родины если передашь эту книгу другим семьям, которые сегодня так нуждаются в истинном просвещении.
3См.: Рим. 12,2.
4Лк. 12,42.
5Флп. 2,15.
6Деян. 28,28.
7Рим. 11,4.
Атеистический бунт
Тема деторождения требует от читателя особого внимания, поэтому необходимо сразу отметить один очень серьезный факт: такое явление, как отказ от деторождения, — это результат атеистической и сатанинской пропаганды на международном уровне. Воистину, состоящий в браке и избегающий рождения детей не только нарушает заповедь Божию, не только разрушает священное Таинство, но и, предав Бога, сдается в плен врагу. Это важно понимать каждому.
Привожу цитату из книги приснопамятного Серафима Папакосты «Проблема чадородия»8:
«Распространение идей и методов, направленных против деторождения, с начала нашего века было предметом пропаганды так называемых «атеистов», которые, работая секретно или под каким-либо благовидным предлогом, добились в этом вопросе огромных успехов. Позже у них появилось много других единомышленников, и до сих пор, как в Америке, так и в Европе, продолжается движение против чадородия как дело главным образом врагов веры... Многочисленная группа людей, которые проповедуют разрушительные учения в среде молодежи (среди них социалисты и романтичные феминистки), хочет заменить установленные правила морали на то, что они сами называют «правом на любовь» и что они своевольно ставят в один ряд с иными нуждами человека, такими, как пища и сон». (По словам известного врача Р. де Гуштенира). Сам автор, излагая историю возникновения неомальтузианства, пишет, что за два последних деся
8 С. Папакоста. Проблема чадородия. Афины. 1969, с. 20.
тилетия XIX века неомальтузианцы, «преступившие все нравственные границы, твердят о праве человека на наслаждение прелестями чувственной страсти, исключая, однако, всякую ответственность. Мерзко выдвижение этой губительной идеи, которая зарождалась тайно, а проповедуется явно...
«Во Франции была особенно активна пропаганда, распространявшая все самое разрушительное и омерзительное, направленное против брака и идеи нравственности... им удалось представить в глазах общественности, что уклонение от деторождения — это прямо-таки проявление уважения общественных устоев, но, однако, такого уважения, которое удовлетворяет всем требованиям гедонизма под видом законности, то есть искусственного обеспложивания (стерилизации) в браке, с целью сохранить все преимущества свободного секса, безо всякой опасности.
«Последствием такой ловкости и такой соблазнительной подачи греха... было быстрое распространение его в Англии и в Америке через активную пропаганду. Сотни тысяч книг, журналов, листовок распространялись пропагандистами греха.
Специальные клиники по обучению методам обеспложивания и особые конгрессы организовывались фанатичными женщинами и вообще активистами пропаганды... Большую работу проделывали они и в отношении стран Европы. В том числе и Греции.»
Но самое веское свидетельство того, что кампания против деторождения — это дело врагов христианской веры и нравственности, следует из слов нехристианского писателя, американского социолога Вальтера Липпмана:
«Правы христианские Церкви в том, что они выступают против уклонения от деторождения, независимо
от того, выгодно ли это с точки зрения евгеники, здоровья или экономики. Ведь это самое революционное явление за всю историю этики полов». И продолжает: «Пропаганда отказа от деторождения — это ветвь более широкого движения, цель которого — разрушить перенятую нами от прадедов нравственность»9.
Думаю, что ничего больше не требуется, чтобы каждый, кто еще сохранил в себе хоть каплю христианской совести, понял, что уклонение от рождения детей — настоящее отступление от Бога Живаго и что каждый, кто избегает детей, не может считаться и христианином. По правилам, такой извергается вон и засыхает 10, подобно ветви, не приносящей плода.
Чтобы каждый мог понять, в какие он попадает сети, достаточно констатировать, что уклонение от деторождения — это изобретение богоборцев, которые сотнями ухищрений борются с христианской догматикой и нравственностью, чтобы они исчезли с лица земли и воцарилось во всей вселенной атеистическое государство.
В «Протоколах»11 ясно говорится, что следует разнообразно и настойчиво пропагандировать уменьшение рождаемости, чтобы государства истощились, ослабли, чтобы над ними было легче господствовать.
Итак, трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ищи, кого поглотить 12. Братья! Противостаньте диаволу, и убежит от вас 13.
9 Там же, стр. 22.
10 Ин. 15,6.
11 См. С. Нилус, «Близъ есть при дверех», С. Посад, 1917.
121 Пет. 5,8.
13Иак.4,7
Существо брака
Чтобы разобраться в сущности такого явления, как брак, и сделать в отношении него правильные выводы, необходимо направить духовные очи в глубину его смысла.
Брак — это прежде всего таинство.
«Брак — таинство, в котором с благословения Церкви физическое соединение мужчины и женщины, которые становятся одним целым в равноправном союзе, освящается и возвышается над бывшим у праотцев до грехопадения святым состоянием. Это состояние им дается благодатью Божией для достижения божественной цели, которую и преследует брак»14.
Именно поэтому с самого начала основания Церкви существует Таинство Брака, совершаемое в церкви священником. Святой Игнатий Богоносец так выражает свои мысли о том, как подобает объединяться в брачный союз: «С согласия и благословения епископа, чтобы брак был согласен с волей Божией, а не был бы просто следствием плотских вожделений»15. Тертулиан, великий церковный писатель и апологет ранней Церкви, утверждает, что «незаконные и тайные союзы, предварительно не объявленные Церковью, рассматриваются как прелюбодеяние и блуд».
Таинство брака считается настолько чистым и святым, что все непристойное в свадебной церемонии (нескромная атмосфера, неприличные танцы, развратные песни и т.д.) рассматривается святыми отцами, и особенно божественным Златоустом, как: осквернение Таинства
14П.Трембела, «Догматика», III, 320.
13Св. Игнатий Богоносец. Послание к св. Поликарпу, гл. 5, п.2.
О глубокой святости этого Таинства говорит еще то, что в Древней Церкви оно совершалось во время Божественной литургии, чтобы новобрачные причастились, очищенные заранее Таинством исповеди. — Мы это знаем, — скажете вы. Согласен, что это известный факт. Но не уверен, что мы следуем примеру древних христиан. Сомневаюсь, что мы вникаем в суть этого примера.
Приглашаю Вас, брат читатель, с благоговением и ответственностью исследовать этот вопрос.
К истокам
Обратимся во глубину веков, к появлению первых людей. Адама и Еву Бог сотворил подобными друг другу и равночестными в отношении их духовности, но различными по внешним и физиологическим признакам. Мужчину и женщину сотворил их16. Мужчину — Адама, женщину — Еву.
Прежде них создал Творец мир ангельский. Но как — это знает только Он Сам. Мы же знаем одно: ангелы не имеют пола, они не мужчины, но и не женщины. Поэтому нигде и не отмечается, как ангелы создают ангелов. Между прочим, мы знаем и то, что ангельский мир численно бесконечен. Но создан ли он весь сразу или ему дан способ постепенно увеличиваться в числе? Это вопрос, на который мы не найдем определенного ответа ни в Писании, ни у Святых отцов.
То, что зависит от нас, это — иметь веру в их реальное существование. Остальное — дело Божественной Премудрости.
16 Быт. 1,27.
Что касается человека, то сначала он был создан в единственном числе. Позже Творец рассудил, что нехорошо быть человеку одному. Когда Создатель привел всех животных к Адаму, чтобы увидеть, какие имена даст каждому из них первый человек, тут Он и убедился в этом. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему 17.
И навел Господь на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену18.
И дал Господь ее Адаму в помощницы.
Но какую же помощь она могла ему оказать? Одежда тогда была не нужна. Все для жизни имелось в готовом виде. И благоразумен был Адам в блаженном раю. И окружение у него было приятное: грациозные животные всякого рода, дикие и ручные. Осознавая присутствие Божие, Адам был в безопасности и в благоденствии.
В чем же могла помочь ему Ева? Может быть, в духовном развитии? Но он жил, как невинное дитя: с чистым сердцем и светлым умом.
Какая же была первоначальная цель создания женщины как помощницы мужа?
Об этом ясно говорят дальнейшие слова Книги Бытия. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (чадами своими)19.
Прежде Он также благословил и животных. Плодитесь и размножайтесь и наполняйте моря и землю 20.
Но животных Господь с самого начала сотворил двух
17Быт.2,20.
18Быт.1,21.
19Быт.1,28
20Быт.1,22.
полов, именно для того, чтобы им размножаться. А у человека изначально не было такой возможности, какую он видел у животных. Потому что у него не было того, кто бы ему помог в создании потомства.
Вот для какой цели благословил Бог Адама помощницей — женой.
Существует мнение, что если бы человек не согрешил, он размножался бы неким другим способом. Но, как говорит Писание, Господь предвидел падение и поэтому сотворил и жену, чтобы число людей росло при ее содействии. Первое — предположение. Второе — реальность. Она-то нас и интересует.
То, что жена не могла быть изначально помощницей мужа только лишь в одном — в рождении детей — об этом нетрудно догадаться. Как муж, так и жена были душами, созданными по образу Божию, то есть их предназначение было и в том, чтобы помогать друг другу в работе над достижением цели быть воистину подобными Богу. То есть их любовь к Богу и близкое с Ним общение должны были, несомненно, довести их до нравственного совершенства. Но невозможно понять, как бы им удалось достичь этого, если бы они не принимали или с лукавством искажали благословение Божие плодитесь и размножайтесь.
Но не надо забывать и то, что хотя Бог одним только мановением мог создать тысячу людей в любой момент, Он этого не сделал. Он возложил эту высокую честь на человека. С этой точки зрения, Бог возвел его в должность «сотворца», как отмечает Иоанн Златоуст. Святитель подчеркивает: «Сотворил Бог жену, взяв часть плоти от мужа. Из этой-то части и суждено было произойти всему человеческому роду, корень которого Адам имел в своем теле»21. И далее: «Жену Он не сотворил из
какого-то другого вещества, потому что целью было продолжение человеческого рода. Бог устроил так, что вся родословная человечества идет от первой супружеской пары... Для того это сделал Бог, чтобы тысячи народов впоследствии могли сослаться на первых своих предков. Чтобы не подумал кто-нибудь, что у каждого человека своя, отличающаяся от других, природа»22.
Насколько важно создание потомства, видно из того, что Бог повторяет свое благословение, данное Адаму и Еве, во второй раз, благословляя Ноя после Потопа23.
Итак, не может быть возражений, что первоначальная помощь жены мужу состояла в рождении детей и в нравственном взаимообогащении супругов. Жена стала Божиим благословением и честью для мужа. А дары Божии непреложны 24. Значит и не подлежат отмене! Благословение остается неизменным вовеки. Нигде ни Священное Писание, ни Святое Предание не говорят, что Бог в связи с переменой эпох, поколений или обычаев отменил Свое благословение или заменил его на новое. Всегда совет Господень вовек пребывает, помышления сердца Его в род и род 23. Именно по этой причине в Ветхом Завете чадородие всегда считается особенным благоволением Божиим к человеку, бесчадие же — позором.
21 Свт. Иоанн Златоуст. На Книгу Бытия. Слово Шестое.
22 П. Трембела. Догматика, 1,464, сноска 17.
23 Быт. 6,7 и 9,1.
24 Рим. 11, 29.23 Пс 32, 11.
Новый Завет и брак
В Новом Завете не только никак не отменяется древнее благословение брака, но — наоборот — оно возвышается и получает духовный смысл. Речь идет о Великом Таинстве. Теперь брак символизирует союз Христа с Его Церковью.
Апостол Павел говорит о браке: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви 25. (Таинство брака велико, так как образует собой единение Жениха Христа с Невестой Церковью). Так же, как Христос оставил небесный мир и спустился на землю для объединения с Церковью, так и муж отделяется от родителей, семьи и всех родных, чтобы всецело и навсегда объединиться с супругой.
Это не просто красивые слова, не риторика, это сама реальность. Это подтверждает завет Святаго Духа: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь 26. А если мы должны проявлять такую же любовь, значит, у нас и подобный союз.
Какой же должна быть эта любовь? Прежде всего, если иметь в виду любовь Христову, она призвана служить чисто духовным отношениям — бескорыстным, невинным. Но если иметь в виду любовь супружескую, то она — и духовная любовь, и плотская. Это отношения, в которых у людей обычно выступают на первый план плотские похоти 27.
Посмотрим конкретно, каковы проявления любви Христовой. Христос, — отмечает апостол, — возлюбил
25Ефес.5,32. 26Ефес.5,25. 27II Пет. 2,18.
Церковь и предал Себя (на смерть) за нее 28(ради этой любви).
Обрати внимание, дорогой читатель; главное проявление этой любви есть жертва Иисуса ради спасения Церкви.
Здесь уместно уточнить, что мы имеем в виду, говоря «Церковь». Церковь — это совокупность всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа, кто принимает за бесспорную истину все, что Он нам заповедует, и кто следует Его заповедям неуклонно и с благоговением. Эти души, составляющие Церковь, Иисус любит с Божественной заботой, так же, как и жених любит свою невесту. Он принял за эти души терновый венец. Был приговорен к позорной смерти. Распят на Кресте. Пролил Кровь. И распятым Пречистым Телом Своим и Кровью общается с этими душами в Таинстве Божественной Евхаристии.
И апостол Павел обращает внимание на это: (все это Христос сделал безо всякой корысти, только лишь) чтобы освятить ее (Церковь), очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе (рядом с Собою) славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного (что бы могло ей повредить), но дабы она была свята и непорочна 19.
Что же получается? В браке муж должен обращаться с женою так же, как Господь с Церковью. А жена с мужем — как Церковь со Христом. Ведь в Таинстве брака на обоих сходит Святый Дух. И с этого момента жених перестает быть только лишь существом мужского пола. Невеста также уже не есть только существо женского пола. Происходит нечто с их природой. Муж принимает
28Ефес. 5,26.
29Ефес. 5,27
на себя характер Христа. Жена принимает характер Церкви. Внешне же ни они сами, ни окружающие не различают этого. Но поэтому это и называется Таинством. Кроме внешнего действа происходит и невидимое для нас, Божественное. Оно не открыто нашему глазу, но - совершается!
Возьмем другой пример. Высшее Таинство Церкви — Божественная Евхаристия. Не облегчит ли нам этот пример понимание преображения жениха и невесты? Прежде чем священнику призвать сошествие Святаго Духа для пресуществления, хлеб и вино находятся на Престоле как Честные Дары, но еще не как Тело и Кровь Христовы. Однако после произнесения молитвы, во время пения на клиросе «Тебе поем» хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Это не значит, что они меняются по природе (как ошибочно принимает Католическая Церковь). Ведь перед нашими глазами не предстают мышечные волокна или кровь. Несмотря на это, мы верим, что теперь это действительное Тело и истинная Кровь Христа, и верим в это, потому что нас в этом убеждает Сам Господь, приносящий их за жизнь мира. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... И, взяв чашу..., сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя», 30— произнес Он, первым совершая Таинство и причащая учеников.
Но и в Таинстве брака Сам Святый Дух освящает, преображает и уверяет, что муж теперь принимает характер Христа, а жена — Церкви. В этом не должно быть ни малейшего сомнения.
Следовательно, «христианский брачный союз выше райского супружества. Христианин — уже часть мистического Тела Богочеловека, Которому принадлежат и его
30 Мф. 26,27.
тела, и душа. Так что, когда христиане вступают в брак, они не только две человеческие личности. И не только две души, наделенные благодатью. Но две освященные части мистического Тела Христова (Который есть Глава Церкви). Они соединяются, чтобы посвятить себя увеличению Церкви — Тела Христова. Чтобы родить чад, которым предстоит также присоединиться к Телу Христову.
Разумеется, участники Таинства брака не ведут себя, как хотят, но в соответствии со смыслом Таинства, должны действовать согласно с духом своего Божественного Главы (Христа). Они все будут делать во имя Главы, если они части Тела. (Так же, как и все части нашего тела двигаются по воле головы.) Они не могут распоряжаться своими телами с целью размножения без благословения и помощи Христа (хотя и беззаконники, невенчанные могут иметь много детей). Их тела уже не есть их собственная плоть. Это Тело Христово».31
В соответствии с вышесказанным, поскольку супруги соединились в Теле Христовом, получается, что они отныне навеки живут и действуют во Христе. А значит и их брачное ложе непорочно и свято, как Сам Христос.
И тут возникает вопрос как они ведут себя, будучи в этом Пресвятом и Пречистом Теле? Кротко, как два невинных голубя? А может быть, как ворона с голубкой? Или просто валяются и развратничают, как две голые улитки?
Этот вопрос пусть будет делом их совести.
Дело в том, что этот священный союз во Христе имеет и другое последствие. Муж перестает видеть свою жену и обращаться с ней, как с обычной женщиной, инструментом слепого полового инстинкта, жена перестает воспринимать мужа, как свое плотское восполнение и опо
31 Шибен, по П.Трембела, упомян. труд, сноска 7.
ру в своей лсизни. Муж будет приближаться к жене так, как будто он входит в храм. Жена к мужу — с благоговением кровоточивой. Кроме всего - со взаимным чувством, что между ними, как звено в цепи, неразрывно находится Христос.
И тогда их дом превращается в домашнюю Церковь 32, рай на земле. Ведь их каждодневная общая радость наполнит их жизнь смыслом. А в этом случае никакие трудности, неудачи, искушения не смогут нарушить их безмятежное счастье.
Напротив, если они дадут своему браку плотское наполнение и будут его поддерживать сладострастными заменителями, то никогда не насытятся и, к тому же, будут раздражаться, ссориться, ворчать друг на друга. Их жизнь превратится в бесконечную неудовлетворенность, без смысла и содержания. У них будет больше ощущения балласта, чем полезного груза. Они будут все время находиться в желаниях своих и в желаниях своей плоти.
Но не думайте, супруги, что я вас склоняю к монашеской жизни. Наоборот! Вы призваны к наслаждению супружеством — законному, подлинному, идеальному.
От вас требуется ставить на первый план не слепое плотское удовольствие, но райское, относящееся к участию вашей души. А о нем можно говорить только там, где царит взаимоуважение и святой долг в отношениях супругов. И этому опять же поможет их глубокое осознание, что они оба — совершители таинства.
«Мы же совокупляемся, и мы же совершители таинства?» — возразят многие.
«Да, конечно, — отвечаем мы, — ведь это важная вещь, которую должны усвоить все супруги.»
Поэтому крайне вредны и неприемлемы сомни
32 Рим. 19,5; 1 Кор. 19,19.
тельного качества книжки новоиспеченных социологов, биологов и т.п. о разнообразных возбуждающих играх перед совокуплением. Ведь супругов-христиан к половому акту ведет не какой-то стимул возбуждения, но глубокое чувство долга, святого долга, у которого нет нужды в дополнительных возбуждающих ухищрениях, свойственных блуду.
Таинство продолжается во времени
Очень важно то, дорогой читатель, что в слиянии, как говорится, (имеется в виду не только слияние тел, но и душ) поистине совершается Таинство. Происходит то же самое, что со священником, когда он служит Божественную литургию.
Чтобы не оказаться голословными, давайте рассмотрим Таинство священства. В день, когда священника рукополагают в сан, он, конечно, принимает участие в Таинстве Божественной Евхаристии и причащается Святых Тайн. Но он не совершает таинство сам. Ему дается достоинство отныне совершать таинства самому, когда бы он ни служил Божественную литургию. Мнение, будто бы Святый Дух благословляет сексуальные отношения, выходящие за рамки таинства, противоречит богословию, и мы никак не можем его принять. Он благословляет супругов соблюдать условия таинства пожизненно и благоговейно. Не только с целью вместе взбираться по лестнице добродетелей к нравственному совершенству, но и для самого главного — чтобы дать жизнь новым существам, чистым и невинным, призванным стать чадами Божиими.
Конечно, для этого требуются соответствующая подготовка, трезвость, невинные чувства, ум Христов 33. Разумеется, не исключаются и самые нежные проявления: объятия, поцелуи, теплые, ласковые слова. Только они должны исходить из душевных побуждений священной любви. Тогда все происходит в рамках благопристойности, самоуважения, взаимоуважения и почитания не только друг друга, но и в первую очередь Христа, Который посреди супругов. А словам вульгарным, жестам непристойным, телодвижениям блудным нет места в браке.
В противном случае это осквернение Таинства.
Повеление Святаго Духа, благословившее союз супругов, недвусмысленно: Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа (совершая святыню в страхе Божием)34. И в другом месте: Изгоняйте из своей жизни всякую нечистоту.... И снова: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть...35. И еще: отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших... 36.Эти повеления, конечно, даются не только монашествующим. Они являются универсальными заповедями, касающимися каждого верующего. В особенности, супругов, которые получили благословение двух святых таинств. Предназначение которых — дать миру личностей, цельных духовно и телесно, во славу их Небесного Жениха Христа.
И пусть не говорят некоторые, что раньше мир был совсем другой, а сейчас, в век научно-технического прогресса; т