МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «ЭКОЛОГИЯ»
________________ Турекельдиева Р.Т.
/подпись/ /Ф.И.О./
«_____»_______________20__г.
Методическое указание
Для выполнения самостоятельных работ для магистрантов специальности
М060800 –«Экология»
Тараз 2016 г
Методические указания для выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Биогеохимическая экология» для магистрантов специальности 6М060800 –«Экология» разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины.
Методические указания разработана и.о. доцента кафедры «Экология» к.т.н. Нурлыбаевым Б.А.
Методические указания обсуждены на заседании кафедры: «Экология»
Протокол №______ от «_____» __________________20___г.
Краткая характеристика дисциплины
Деятельность живых организмов сопровождается извлечением из окружающей их неживой природы больших количеств минеральных веществ. После смерти организмов, составляющие их химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный круговорот веществ в природе, т.е. циркуляция веществ между атмосферой, гидросферой, литосферой и живыми организмами. Круговороты элементов и веществ осуществляются за счет саморегулирующих процессов, в которых участвуют все части экосистем. Эти процессы являются безотходными. В природе нет ничего бесполезного или вредного, даже от вулканических извержений есть польза, так как с вулканическими газами в воздух поступают элементы, например азот.
Существует закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере, действующий на всех этапах ее развития, как и правило увеличения замкнутости биогеохимического круговорота в ходе сукцессии. В процессе эволюции биосферы увеличивается роль биологического компонента в замыкании биогеохимического круговорота. Еще большую роль на биогеохимический круговорот оказывает человек. Но его роль осуществляется в противоположном направлении. Человек нарушает сложившиеся круговороты веществ, и в этом проявляется его геологическая сила, разрушительная по отношению к биосфере на сегодняшний день.
Человек вносит в биосферу различные вредные вещества которые получили название экотоксиканты.
Основная цель дисциплины «Биогеохимическая экология» – сформировать представление об основных источниках загрязнения биосферы и пути попадания экотоксикантов в биогеохимические круговороты.
Задачи дисциплины:
ü Изучить основные пути попадания экотоксикантов в биогеохимические циклы и основные классификации вредных токсических веществ;
ü Сформировать знания о механизме действия, метаболизме экотоксикантов и чувствительности живых организмов к действию вредных веществ;
ü Сформировать представления о влияние абиотических факторов на токсический эффект вредных веществ;
Сформировать у магистрантов широкий, комплексный, подход к обсуждению основных проблем промышленной и сельскохозяйственной экотоксикологии.
В результате изучения курса магистранты должны знать:
ü основные источники экотоксикантов окружающей среды;
ü распространение и механизмы действия экотоксикантов на живые организмы;
ü различные виды степени чувствительности организмов к экотоксикантам;
мероприятия по защите от основных экотоксикантов окружающей среды и по снижению их действия.
уметь:
ü оценивать механизмы действия, распредиления, превращения экотоксикантов в организме человека и животных;
ü применять средства индивидуальной защиты от экотоксикантов;
ü оценивать уровень загрязнения компонентов окружающей среды (почва, воздух, водный бассейн);
приобрести:
ü навыки анализа биогеохимических процессов;
ü навыки использования полученных знаний для решения экологических задач;
ü знания по основам действия токсических эффектов вредных веществ на организм человека;
знания по методам защиты окружающей среды от вредного воздействия экотоксикантов.
Политика выставления оценок
Итоговая оценка по изучению дисциплины выводится по нижеследую-щим критериям и составляет максимум 100 баллов:
№ | Компоненты дисциплины | Количес-тво заданий | Максимальный балл за одно задание | Всего баллов |
1. | Устное обсуждение тем занятий | |||
2. | Выполнение практичес-ких заданий | |||
3. | СРМ | |||
4. | Коллоквиум | 3,5 | ||
5. | Итоговый экзамен | |||
Итого |
Каждый магистрант обязан присутствовать на всех занятиях и выполнять все виды заданий. Отсутствие на занятиях без уважительных причин и несвое-временное выполнение заданий или их невыполнение дает право преподавателю на применение следующих штрафных санкций:
· За отсутствие на занятиях: -1 балл;
· За несвоевременное выполнение заданий: -1 балл;
· За невыполнение заданий: -2 балла.