Задания для самостоятельного изучения на период
с «01» июня 2020 г. по «06» _июня 2020 г.
ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть) 02.06.2020
Проблематика
Риторика как наука об ораторском искусстве и красноречии. Место риторики в системе научных дисциплин. Общая и частная риторика. Общение и речевая деятельность. Речевая ситуация. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности.
История развития риторики. Риторика в античной философии. Искусство слова, этика, эстетика в античную эпоху. Нравственный идеал и искусство слова в античный период. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность, уравновешенность. Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан, их роль в разработке основ искусства красноречия. Риторические школы в Древней Греции и Древнем Риме. Античное искусство слова, его влияние на современное развитие риторики как науки.
Теория красноречия в средние века и в «новое время». Церковное красноречие как основной род массового общения в средние века. Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, их роль в развитии богословской риторики. Гуманистические и демократические идеалы риторического искусства эпохи Возрождения. Гармония содержания и формы ораторской речи. Техника речи, манеры оратора, жесты и мимика.
Ораторское искусство в России. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность, чувство меры. Илларион (XI в.), Кирилл Туровский («Слово о законе и благодати»), Феофан Прокопович («Духовный регламент»), их роль в становлении личности оратора.
М.В. Ломоносов, его взгляды на искусство красноречия и искусство оратора. Структура речи. Функции доказательств в ораторской речи. Психологические аспекты риторического мастерства: состояние оратора, слушателей, сила красноречия.
«Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского: структура публичного вступления, логическая аргументация, изложение и выразительность речи.
Развитие теории и практики ораторского искусства в трудах ученых и педагогов XIX в. (А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, И.С. Рижский и др.).
Судебное красноречие как ведущий род риторики второй половины XIX в. Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони, их роль в развитии логических основ ораторской речи.
Академическое красноречие в России XIX - начала ХХ вв. Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др. как ведущие представители академического красноречия в России.
Ораторское искусство на современном этапе в России и за рубежом.
Особенности педагогической риторики. Речевое мастерство учителя
Литература
Открытые источники в сети Интернет.
1. МГУ, доктор филологических наук Александр Александрович Волков. Цикл лекций. Риторика.
Введение https://www.youtube.com/watch?v=QRrC1AFNC10
Лекция 1. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12807085101102641363&text=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1584534152352865-603797437760536334200169-sas4-3181&redircnt=1584534157.1
Лекция 2. История риторики https://www.youtube.com/watch?v=N5u57OOFp0Q&feature=emb_rel_pause
2. Лекции профессора Гасана Гусейна, факультет филологии НИУ ВШЭ Риторика https://www.youtube.com/watch?v=u7VOKiTbpjM
3. Лекция легендарного профессора МГУ А.Ч.Козаржевского "Мастерство публичной речи". https://www.youtube.com/watch?v=G8XGUqZs5KI
Учебники
1. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово / А. К. Михальская. – М.: Просвещение: АО “Московские учебники”, 1996. – 416 с.
2. Риторика: учеб. / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская [и др.]; под ред. Н. А. Ипполитовой. — М.: Проспект, 2010. – 448 с.
3. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия: Учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. – 415 с.
4. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М.: Дело, 1998. – 477 с.
Вопросы для самоконтроля (письменно)
1. Дайте определение риторики.
2. Какое место занимает риторика в системе научных дисциплин?
3. Каково место риторики в жизни современного человека?
4. В чём состоит тождество терминов: «риторика», «ораторское искусство», «красноречие»?
5. Кого вы называете оратором?
6. Назовите основные риторические умения и навыки оратора.
7. Что такое общая и частная риторика?
8. Основные особенности речи учителя.
ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть) 04.06.2020
Риторика как предмет изучения
1. Риторика и ее роль в становлении гуманитарных наук. Основные этапы развития риторики как самостоятельной науки.
2. Учение о риторике в античности, в средние века и в новое время (школы, направления, основные положения).
3. Риторика в России.
4. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности, Древнего Рима. Изменение риторического идеала после падения Римской Республики. Особенности русского риторического идеала.
Литература
1. Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. М., 1991.
2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1991.
3. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.
4. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.
5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
6. Красноречие Древней Руси (XI – XVII вв.). – М., 1987.
Задание 1. Согласны ли вы с утверждением А. П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать»? Свой ответ (речь-рассуждение) запишите на видео-аудио.
Выполненные задания направить по электронной почте mironovaaa@cspu.ru до «06» июня 2020 г.