Гармония супружества во многом зависит от интеллектуальной, психологической совместимости супругов.
На психологическую совместимость супругов влияют многие факторы (схема 1). Рассмотрим основные из них.
Ценностно-идеологическая совместимость— совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей. Чем ближе устремления, ценности, убеждения у супругов, тем легче им понять друг друга.
Согласованность функционально-половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному Понимают свои роли и предъявляют друг ДРУГУ несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна.
Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.
Совместимость индивидуально- п с и х о л о г и ч е с к и х х а р а к т е р и с т и к. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. Наиболее универсальные партнеры — флегматики: их устраивает любой темперамент, кроме собственного. Люди с похожим характером не всегда могут ужиться вместе. Например, если оба властные, активные, резкие по характеру, то им трудно договориться. Легче ужиться, если один из супругов склонен к лидерству, а другой — к подчинению. Но есть качества характера, несоответствие которых затрудняет совместимость. Например, аккуратному трудно ужиться с неряшливым, честному — с лживым.
Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.
Супружеские союзы людей, не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.
Факторы, влияющие на психологическую совместимость супругов
В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.
Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:
• никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
• если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
• не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
• не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
• научитесь ценить друг друга;
• оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т. п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
• не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
• будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
• общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
• помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
• берегите здоровье, свое и близких;
• предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.
Вопросы и задания
1.В теме 1.2 дано определение понятия «семья». Каково ваше мнение об этом определении? В чем вы согласны, а в чем нет? Поясните. 2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака? 3. По каким причинам могут осложняться отношения после брака? 4. Почему ранние браки часто бывают неустойчивыми? 5. Какие факторы влияют на гармонию совместной жизни? 6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни?
Задание 9. Сформулируйте, какими, по вашему мнению, качествами должны обладать жена и муж, чтобы супружество оказалось счастливым.
Задание 10. Проанализируйте на примерах из литературы и кинофильмов, почему брак может оказаться неудачным. Результаты анализа обобщите и попытайтесь разобраться, какие действия необходимо было предпринять супругам в той или иной ситуации.
Задание 11. Предлагаем вам ответить на вопросы теста «Как совмещаются ваши характеры». Не относитесь к нему чересчур всерьез. Результат теста может показать, что вы и ваша избранница (избранник) — «трудная» пара. Но не забывайте, что «трудную» пару подчас связывают более сильные, бурные чувства, чем гармоничную пару. Поэтому основная задача теста — способствовать откровенному обмену мнениями двух людей друг о друге.
На предложенные высказывания вы можете ответить «Верно для меня» (2 балла за каждый такой ответ), «Бывает по-разному» (1 балл), «Неверно для меня» (0 баллов).
Высказывания
1. Для меня легче спросить дорогу у прохожих, чем искать ее по схеме.
2. Я люблю выбирать и покупать цветы.
3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу.
4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять.
5. Меня раздражают неряшливый почерк или небрежно выполненная работа.
6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь.
7. Думаю, что нет ничего такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку.
8. Считаю, что, если у человека есть доброта и такт, значит, есть главное.
9. Мне нравится подшутить над тем, кто кажется не очень умным.
10. Я люблю лыжные прогулки (летом — заплывы) на достаточно длинную дистанцию.
11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом.
12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды.
13. Думаю, что, если с людьми обходиться мягко, они теряют чувство ответственности.
14. В пище мне необходимы изысканность и разнообразие.
15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует.
16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм.
Обработка результатов
1. Сосчитайте сумму баллов, полученных вами за ответы по четным высказываниям (2, 4, 6,...).
2. Отдельно сосчитайте сумму баллов, полученных вами за ответы по нечетным высказываниям (1 3 5,...). 3. Сосчитайте сумму баллов, полученных на основе ответов по четным и нечетным высказываниям вашего избранника.
4. Сопоставьте свою четную сумму с аналогичной суммой, полученной избранником. Запишите разность между этими числами в виде значения М.
5. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих. Запишите разность между этими числами в виде значения К.
6. По табл. 1 обсудите полученные результаты.
Значения М | Значения К | Ответ | ||
1)от 0 до 5 | а)от 0 до 5 | Вы гармоничная пара и схожи характерами | ||
б) от 6 до 10 | Вы гармоничная пара и дополняете друг друга по характеру | |||
в) 11 и больше | Вы гармоничная пара, но между вами неизбежны выяснения отношений из-за различий в характере. Требуются терпение и желание понять друг друга | |||
2) от 6 до 10 | а)от 0 до 5 | У вас возможны некоторые трудности во взаимоотношениях, но они легко преодолимы при взаимном желании и терпимости | ||
б) от 6 до 10 | Трудности преодолимы, но только со временем | |||
в) 11 и больше | Трудности могут принять затяжной характер | |||
3)11 и больше | а) от 0 до 5 | Вы разные люди, но умеете быстро приходить к согласию | ||
Значения М | Значения К | Ответ | ||
б) от 6 до 10 | Вы «трудная» пара, но внушает надежду ваша взаимодополняемость во взглядах и интересах | |||
в) 11 и больше | Вы * трудная» пара | |||