Программирование на языке высокого уровня Delphi RAD Studio
Тема. Интерфейс пользователя. Структура программы.
Современный компьютер немыслим без установки широкого круга программного обеспечения. Как и кем разрабатываются сложные и простые приложения? Как выполняется операция после того, как пользователь или программист нажмет на кнопку? Что происходит внутри программы? На эти вопросы мы не только ответим, но и будем разрабатывать простые и не очень сложные программы, окунемся в мир разработки программного обеспечения для различных платформ. Разберемся, что происходит в момент выполнения операции, что важнее действие или событие? Каким образом кнопки и элементы интерфейса приобретают нестандартные формы и виды? И в этом нам поможет разобраться объектно-ориентированное программирование в кроссплатформерной (разработка для ОС Windows, Linux, MacOS) интегрированная система разработки (IDE) Delphi.
Для того, чтобы научиться программировать нужно понимать и знать не только синтаксис выбранного языка программирования, а понимать принцип программирования. Так, например, в объектно-ориентированном программировании объектом называется сущность, способная сохранять свое состояние (информацию) и обеспечивающая набор операций (поведение) для проверки и изменения этого состояния. Объект в объектно-ориентированном программировании — это модель или абстракция реальной сущности в программной системе. На основе 40-летнего опыта выработаны основные принципы ООП.
Принципы ООП (Алан Кей)
1. Всё является объектом.
2. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения.
3. Сообщение — это запрос на выполнение действия
4. Каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов.
5. Каждый объект является представителем класса, который выражает общие свойства объектов
6. В классе задаётся поведение (функциональность) объекта.
Объекты, одного класса, выполняют одни и те же действия.
7. Классы организованы в единую древовидную структуру с общим корнем, - иерархия наследования.
Приведите «живой» пример в котором отразятся принципы ООП?
Разобрав на примере как организовано объектно-ориентированное программирование перейдем к языку программирования Delphi и начнем изучени языка с изучения его интерфейса;
|
Перед вами окно системы программирования Delphi7. Зарисуйте в тетрадях общее графическое представление окна программы, для того чтобы оно выглядело примерно следующим образом
0. Главное меню | ||||
0. Сохранение и открытие проекта/формы/модуля | 6. Палитра компонентов | |||
0. Просмотр форм/модулей, создание формы | ||||
3. Дерево объектов | 1. ФОРМЫ | 2. МОДУЛИ | ||
4.Свойства | 5.События | |||
Инспектор объектов | ||||
Наша следующая задача изучить основные пункты меню программы и понять их предназначение.
1. Главное меню
а) Операции над файлами
Обратите внимание на то, что при создании проект следует уделять вниманию сохранению не только формы или модуля, а всего проекта целиком. Делайте это, для того, чтобы создаваемый и правильно сохраненный проект можно было открыть после закрытия программы и продолжить его разработку. Научиться этому не сложно. Откройте меню File и нажмите на пункте Save Project As -> создайте папку ->сохраните модуль *.pas, а потом проект *.dpr. После сохранения в папке будет примерно следующее: |
Для открытия проекта потребуется открыть файл с расширением *.dpr. Для операции сохранения изменений в проекте используйте пункт Save, а для открытия Open.
Задание 1
Откройте программу. Выполните по порядку
1. Cоздайте новый проект File – New – Application
2. Сохраните проект. Откройте проект с папкой. Запишите форматы файлов
3. Скомпилируйте проект Run – Run
4. Назовите расширение нового файла в папке с проектом
5. Назовите расширения и форматы исполняемыех файлов ОС Windows
б) Меню View (Просмотр) – Project Manager предназначен для управления (создания и удаления) объектами (приложения из репозитория, формы, модули) отображаемыми в окне системы программирования. Например, если Form 2 созданная ранее не нужна то ее можно удалить, выбрав ее в списке «Менеджера Проекта»
Для создания или просмотра имеющихся в проекте форм и модулей воспользуйтесь кнопками указанными ниже (view unit, view form, toggle form/unit, new form)
в) Меню Project – Options предназначен для управления настройками проекта, такими как подключение библиотек, настройкой путей вывода скомпилированного проекта, настройкой значка приложения и др.
г) Меню Run – компиляция и запуск проекта (приложения формата exe), пошаговая компиляция для устранения ошибок в коде программы (debug) и принудительная остановка компилируемого приложения (Reset). Кнопки управления вынесены на панель для удобства выполнения пользовательских действий
2. Object Tree View (Дерево объектов)
Предназначено для просмотра и управления иерархией компонентов размещаемых на форме приложения. Для перехода к компоненту необязательно нажимать на самом компоненте, размещенном на форме. Для изменения свойств и/или добавления событий воспользуйтесь переходом к компоненту в дереве объектов, нажав на нем ЛКМ.