ЛЕКЦИЯ: РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (от 6, 7 до 9-11 лет)
ПЛАН.
1. Характеристика социальной ситуации развития.
2. Изменения в познавательной сфере ребёнка младшего школьного возраста и в аффективной сфере.
3. Учебная деятельность младшего школьника.
4. Психологические новообразования данного возраста.
Характеристика социальной ситуации развития.
Младший школьный возраст является вершиной детства. Это связано с тем, что у ребёнка наряду с детскими качествами (легкомыслием, наивностью) появляются качества взрослого человека (другая логика мышления, ведущая деятельность –учебная; определённый социальный статус). Одним из внутренних факторов, определяющих социальную ситуацию развития, является уровень психологической готовности к школе. Второй фактор – морфологические изменения, которые происходят в организме. Также социальную ситуацию развития определяют:
- изменение режима дня;
- изменение окружения значимых взрослых;
- изменение окружения сверстников;
- изменение характера ведущей деятельности (игровая переходит в учебную).
Ко времени поступления в школу у ребёнка довольно хорошо развита речь: словарный запас достаточно богат, речь грамматически правильна, выразительна. Ребёнку свойственно желание учиться в школе. Он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Заслуживают внимания анатомо-физиологические особенности: костная система находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани; быстро растут мышцы сердца; вес мозга почти достигает веса мозга взрослого человека (примерно 1280 грамм)Физическое развитие позволяет ребёнку без особого утомления заниматься 3-5 часов.
Активно развивается самосознание. Ребёнок упражняетсяв гримасничанье.
Общая характеристика ССР:
1) ведущей становится учебная деятельность;
2) происходит окончательный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
3) появляется социальный смысл учения (ребёнок показывает своё отношение к оценкам);
4) доминирует мотивация достижения;
5) смена распорядка дня;
6) изменяется система взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
Данный возраст наиболее содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной и.д.
Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон.
Изменения в познавательной сфере ребёнка младшего школьного возраста и в аффективной сфере.
В связи с тем, что ведущей является учебная деятельность, то она стимулирует прежде всего развитие процессов познания окружающего мира – ощущений и восприятия. Младшего школьника характеризует «созерцательная любознательность». Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность в связи со слабостью аналитической функции. Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (они могут выделить случайные связи, на которые не обратит внимание взрослый, и наоборот, не заметят главного).
Из всех видов внимания лучше всего развито непроизвольное внимание. Важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения. Возрастной особенностью внимания является его небольшая устойчивость (дети 6-8 лет могут удерживать внимание 30-35 минут). В связи с возрастными особенностями у детей более всего развита наглядно-образная память. На втором месте словесно-логическая память. Хорошо работают такие процессы памяти, как запоминание, воспроизведение, припоминание. Воображение – один из важнейших психических познавательных процессов этого возраста. Совершенствуется воссоздающее воображение. Также присутствует и творческое воображение. Одна из важных особенностей детского воображения переплетение фантазии с реальностью, которую нередко принимают за лживость. Ребёнок фантазирует, когда хочет привлечь внимание взрослого к своему рассказу.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление. ПоЛ.С. Выготскому, именно в этом возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. По мнению Ж. Пиаже, мышление находится на стадии конкретных операций. К концу младшего школьного возраста формируется стадия формальных операций, которая связана со способностью к обобщению и абстрагированию. Развивается умение строить умозаключения, доказательства. Ребёнок овладевает приёмами классификации объектов. Мышление является ведущим познавательным процессом в этом возрасте. Формируется понятийная форма мышления.
Психолог Дусавицкий выделил 3 уровня развития познавательной потребности младшего школьника:
I уровень – познавательная потребность базируется на непроизвольном внимании (на природном интересе ребёнка ко всему новому);
II уровень - процессуальная познавательная потребность (ребёнок получает удовольствие от самого учебного процесса);
III уровень – потребность в поиске закономерностей (поиск общего пути решения разных задач, или разных путей решения одной задачи).
Дети обучаются ориентироваться во времени! При нормальном развитии у ребёнка начинает развиваться способности к рефлексии.