Выступление
Все люди разные, нет людей абсолютно одинаковых, поэтому и наш мир разноцветный, красочный, яркий. Мы живем в большой, многонациональной, красивой стране - России. Мы – россияне.
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя
Как без сердца, прожить не смогу…
СИМВОЛЫРОССИИ. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Герб – символ, отличительный знак, эмблема государства. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет (показать изображение герба РФ).
Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Государственный флаг – символ государства (показать флаг).
Наш трехцветный флаг.
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты –
Это флаг моей страны.
Есть у России еще один символ – это гимн Российской Федерации. Гимн мы слышим, когда наши спортсмены побеждают в олимпийских играх, слышим по радио, просыпаясь рано утром, на торжественных праздниках, на военных парадах. Гимн – это торжественная песня, которую исполняют стоя (прослушать один куплет гимна РФ стоя).
Сегодня мы поговорили о государственных символах – флаге, гербе и гимне. Это и история страны, и ее настоящее. Ко всем символам государства надо относиться с уважением. Все мы граждане большой страны и должны гордиться своим гражданством, своей Родиной.
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди – все одна семья,
Куда ни глянь – везде друзья.
Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, регулирующий жизнь государства, права и обязанности граждан – это Конституция Российской Федерации. День принятия Конституции (12 декабря) является государственным праздником.
Показать Конституцию РФ.
Документ, в котором записаны права детей – Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года.
Показать Конвенцию ООН.
Чтобы все люди жили счастливо, никто никого не обижал, надо знать и соблюдать права детей и взрослых. А ещё очень важно, чтобы все люди дружили, чтобы у каждого из нас были настоящие и верные друзья, которые помогут и выручат в трудную минуту. Мы предлагаем исполнить веселую песенку про дружбу всем вместе (прослушать и подпеть песню «Дружба крепкая…»).
1. Опрос детей на тему "Права ребенка"
- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
- Как ты думаешь, что такое право?
- Какие права есть у тебя и других детей?
- Какие права ты считаешь самыми важными?
- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
- Кто защищает права детей?
- Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
2. Беседа "Как поступить?"
- Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
- Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
- Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
- Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
- Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
- Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Подарить детям маленькие трехцветные флажки.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побидь,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права,
И у собаки т, и у кошек тоже,
Без права на свете жить на сможем,
Всегда нам право и везде поможет.
Так какие же права имеют дети? (рассказать и поднять соответствующий значок, обозначающий то или иное право).
1. Право на жизнь.
2. Право на бесплатную медицинскую помощь.
3. Право на бесплатное образование.
4. Право на отдых и досуг
5. Право на индивидуальность.
6. Право на любовь.
7. Право на воспитание в семье и заботу родителей о детях.
8. Право на имя и гражданство.
9. Право знать своих родителей
10. Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях
11. Право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность
- Подумайте и ответьте:
o В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
o Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
o В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
o В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
o Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
o Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
o Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
o Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
o Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
o Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
ИМЯ. Каждому человеку при рождении даётся имя, которое выбирают вам ваши мамы и папы. С этим именем, вы, детки будете жить всю жизнь. Важно, чтобы все мы любили свои имена.
А теперь давайте познакомимся. Игра «Наши имена»
Дети встают в круг, ведущий бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.
- Очень красиво звучат ваши имена, правда?
Игра «Как растет имя?»
(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).
Ведущий демонстрирует детские фотографии воспитателя и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о вашей воспитательнице. Её мама по-прежнему зовет её ласково. Как? Светочка. Её сын зовет её «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду она для всех Светлана Ивановна.
- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
Словесная игра «Назови полное имя»
(В игре нужно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).
- Первый вариант: Ведущий называет неполную форму имени, а дети – полное имя:
Тема, Темочка – Артем
Коля, Николенька, Колечка – Николай
Настенька, Настюша – Анастасия
Леша, Алешенька – Алексей
Саша, Сашенька - Александр
- Второй вариант: ведущий называет полную форму имени, а дети – неполную:
Екатерина – Катя, Катенька, Катюша
Людмила – Люда, Людочка
Елена – Лена, Леночка и т.д.
«Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.
Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
«Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
«Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь.
Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.
«Я знаю …» (Игра со скакалкой).
Цель: развивать речь, мышление.
Ход игры: Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.
«Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети говорят одним словом.
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек;
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков;
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии;
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.
Мама, папа, брат, сестра – семья.