Аннотации программ дисциплин
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЯ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (216 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
Задачей изучения дисциплины является: 1) освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; 2) овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации; 3) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Основные дидактические единицы (разделы): «Основы исторической науки»; «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени», «Новейшая история и современность», «Отечественная история».
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: основные виды исторических источников; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
уметь: работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории); работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников); работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий); описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений); анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий); объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
владеть: навыками понимания особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; навыками анализа причины текущих событий в России и мире; собственным отношением к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества; навыками использования знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ФИЛОСОФИЯ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является познакомить студентов и помочь им овладеть знаниями классической и современной философии в области «вечных философских проблем», попытка разрешения которых является главным условием для формирования самосознания личности.
Задачей изучения дисциплины является: 1) овладеть категориальным аппаратом наиболее актуальных философских проблем, сформировать самостоятельность мышления, что способствует дальнейшему активному усвоению гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 2) изучить историю развития философских идей от Древнего мира до современности; 3) сформировать навыки самостоятельной работы с базисными темами философии - категориями - мировоззрение, бытие, движение, пространство и время, рационального и иррационального, материального и идеального.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли; основные принципы и категории философского знания; ведущих представителей истории философии.
уметь: характеризовать специфику философского знания; характеризовать основные философские проблемы и понятия; характеризовать связь философии с практикой; представлять собственную философскую позицию и основания её выбора; анализировать различные философские проблемы как теоретического, так и жизненно-повседневного уровней; анализировать место и роль философии в жизни человека; анализировать роль философии в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций.
владеть: навыками анализа и интерпретации философских текстов; навыками культуры философской аргументации и полемики; навыками оперирования философскими понятиями и категориями; навыками применения полученных знаний в личной, общественной и профессиональной деятельности; навыками философско-мировоззренческой толерантности.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.