Примерный перечень вопросов к экзамену по предмету «Психотерапия»
1. Определение психотерапии, цели и задачи психотерапевтического процесса.
2. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Особенности позиции терапевта по отношению к клиенту, методы, критерии эффективности (Лекция + Н.Д. Линде конспект)
3. Сходства и различия психотерапии и психологического консультирования (конспект по Карвасарскому)
4. Направления и виды психотерапии, их общая характеристика (Лекция)
5. Направления и виды групповой психотерапии. Основные положения групповой психотерапии. Фазы развития динамики групп. (конспект К. Рудестам «Групповая психотерапия»; В.Л.Таланов)
6. Личность психотерапевта как инструмент терапевтического воздействия. Эффективные черты личности терапевта: перечислите и раскройте содержание (конспект ист. Р. Кочюнас гл.2., Дж. Коттлер статья)
7. Неэффективные черты личности терапевта: (Р. Кочюнас гл.2., К. Кониг статья, Р. Мэй статья). Основные направления психопрофилактики СЭВ и личностной деформации психотерапевта. (конспект Р. Кочюнас п.2.4.). Практическое значение личной терапии психотерапевта.
8. Структура (этапы) психотерапевтического процесса.(лекция + Конспект: Таланов В.Л. гл.1. п. Этапы психотерапевтического процесса)
9. «Исповедь». Первый этап терапевтического процесса: техники применяемые на активной и пассивной стадиях. (лекция + практика)
10. Ориентировочная структура первого интервью. (Конспект: Таланов В.Л. гл.1. п.Этапы психотерапевтического процесса)
11. Структура запроса и правила его формулирования в психотерапии. Обоснование практической необходимости определения запроса. (лекция).
12. Правила установления эффективного контакта. (Практика)
13. Структурирование информации, получаемой от клиента. (практика)
14. Техника обратной связи и умение следовать за клиентом. Цели применения техники, правила формулирования положительной и отрицательной обратной связи, примеры. (Практика)
15. Техники рефлексивного слушания: эхо-техника, резюмирование и перефразирование. (Практика)
16. Техники постановки вопросов: виды вопросов. Эффективные и неэффективные вопросы: виды и примеры. Вопросы эмоционального и содержательного характера. (Практика)
17. Типы характера по А. Лоуэну: системное описание и базовые проблемы (конспект-таблица).
18. Основные идеи психоанализа З. Фрейда: психологический детерминизм; топографическая модель психики; структурная модель личности; энергии либидо и мортидо; механизм смещения энергии либидо или мортидо на внешние объекты; психологическая защита; трансфер; невроз и невротическая потребность; инсайт. (конспекты по Линде, Карвасарский, Таланов)
19. Концепция причин психологического неблагополучия в психоанализе. (Линде, Карвасарский, Таланов)
Стадии психосексуального развития. Особенности характера и основные психологические проблемы человека, связанные с прохождением стадий психосексуального развития. Использование этой информации в психотерапевтическом процессе.
21. Процедуры психоанализа: метод свободных ассоциаций (конспект Таланов и Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа.+ практика)
22. Основные понятия психоаналитической практики: рабочий альянс, перенос, контрперенос. Анализ переноса. (конспект по Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа. Кочюнас п. 3.5. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии + лекция + практика)
23. Основные теоретические положения аналитической психологии К. Юнга:
24. Архетипы индивидуального бессознательного по К. Юнгу. Перечислите и определите их функции.
25. Методы аналитической психологии К. Юнга. Дрим –карты, сказкотерапевтические приемы, активное воображение, работа с песком.
26. Этапы индивидуации по К. Юнгу.
27. Анализ сновидений в психологии К.Юнга. Практическое назначение, примеры из практики К. Юнга. (консп. Н.Д. Линде и статьи К.Г. Юнга).
28. Основные теоретические положения и понятия индивидуальной психологии А.Адлера: Движущие силы развития личности: комплекс неполноценности и социальный интерес; порядок рождения детей в семье: психология старшего и младшего ребенка.
29. Метод ранних воспоминаний. Практическое значение, процедура, контент-анализ ранних воспоминаний. (консп. По Таланову)
30. Основные теоретические положения поведенческой психотерапии: концепция причин психологического неблагополучия, цель психотерапии, методы и «мишени» психотерапевтической работы. (консп. + лекция)
31. Метод реципроктного (двойственного) торможения. (консп.) Современные модификации техники (практика)
32. Метод систематической десенсибилизации (консп.) Современные модификации техники (практика)
33. Метод оперантного обусловливания Дж. Скинера: система поощрений и наказаний, их «правильное соотношение»; подкрепление: положительное, отрицательное. (консп.)
34. Метод прогрессивной релаксации по Джекобсону. (консп. + практика)
35. Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса: основные идеи, технические приемы.
36. НЛП: история возникновения, основные понятия, принципы, идеи, представители.
37. НЛП: приемы установления контакта: «раппорт», «подстройка», виды «подстроек», репрезентативные системы и значение их определение.
38. НЛП: практика применения, техники: «Позиции восприятия», «Логические уровни», «Рамка цели». Сферы применения техник.
39. Гуманистическая психотерапия. Разделы, основные идеи, представители, примеры техник.
Литература для конспектирования и подготовки к экзамену:
1. Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, НПО «МОДЭК», 1994. 491 с.
2. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Серия "Образовательная библиотека" — М-: "Рефл-бук", К.: "Ваклер". 2001. — 352 с.
3. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998 – 752 с.: (серия «Мастера психологии»)
Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002. – 672. (Национальная медицинская библиотека)
5. Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди? (статья).
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования Пер с лит – М.: Академический проект, 1999 - 240 с.
7. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
8. Мей Р. "Раненый целитель" (статья)
9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с