Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002. – 672. (Национальная медицинская библиотека)




Примерный перечень вопросов к экзамену по предмету «Психотерапия»

 

1. Определение психотерапии, цели и задачи психотерапевтического процесса.

2. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Особенности позиции терапевта по отношению к клиенту, методы, критерии эффективности (Лекция + Н.Д. Линде конспект)

3. Сходства и различия психотерапии и психологического консультирования (конспект по Карвасарскому)

4. Направления и виды психотерапии, их общая характеристика (Лекция)

5. Направления и виды групповой психотерапии. Основные положения групповой психотерапии. Фазы развития динамики групп. (конспект К. Рудестам «Групповая психотерапия»; В.Л.Таланов)

6. Личность психотерапевта как инструмент терапевтического воздействия. Эффективные черты личности терапевта: перечислите и раскройте содержание (конспект ист. Р. Кочюнас гл.2., Дж. Коттлер статья)

7. Неэффективные черты личности терапевта: (Р. Кочюнас гл.2., К. Кониг статья, Р. Мэй статья). Основные направления психопрофилактики СЭВ и личностной деформации психотерапевта. (конспект Р. Кочюнас п.2.4.). Практическое значение личной терапии психотерапевта.

8. Структура (этапы) психотерапевтического процесса.(лекция + Конспект: Таланов В.Л. гл.1. п. Этапы психотерапевтического процесса)

9. «Исповедь». Первый этап терапевтического процесса: техники применяемые на активной и пассивной стадиях. (лекция + практика)

10. Ориентировочная структура первого интервью. (Конспект: Таланов В.Л. гл.1. п.Этапы психотерапевтического процесса)

11. Структура запроса и правила его формулирования в психотерапии. Обоснование практической необходимости определения запроса. (лекция).

12. Правила установления эффективного контакта. (Практика)

13. Структурирование информации, получаемой от клиента. (практика)

14. Техника обратной связи и умение следовать за клиентом. Цели применения техники, правила формулирования положительной и отрицательной обратной связи, примеры. (Практика)

15. Техники рефлексивного слушания: эхо-техника, резюмирование и перефразирование. (Практика)

16. Техники постановки вопросов: виды вопросов. Эффективные и неэффективные вопросы: виды и примеры. Вопросы эмоционального и содержательного характера. (Практика)

17. Типы характера по А. Лоуэну: системное описание и базовые проблемы (конспект-таблица).

18. Основные идеи психоанализа З. Фрейда: психологический детерминизм; топографическая модель психики; структурная модель личности; энергии либидо и мортидо; механизм смещения энергии либидо или мортидо на внешние объекты; психологическая защита; трансфер; невроз и невротическая потребность; инсайт. (конспекты по Линде, Карвасарский, Таланов)

19. Концепция причин психологического неблагополучия в психоанализе. (Линде, Карвасарский, Таланов)

Стадии психосексуального развития. Особенности характера и основные психологические проблемы человека, связанные с прохождением стадий психосексуального развития. Использование этой информации в психотерапевтическом процессе.

21. Процедуры психоанализа: метод свободных ассоциаций (конспект Таланов и Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа.+ практика)

22. Основные понятия психоаналитической практики: рабочий альянс, перенос, контрперенос. Анализ переноса. (конспект по Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа. Кочюнас п. 3.5. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии + лекция + практика)

23. Основные теоретические положения аналитической психологии К. Юнга:

24. Архетипы индивидуального бессознательного по К. Юнгу. Перечислите и определите их функции.

25. Методы аналитической психологии К. Юнга. Дрим –карты, сказкотерапевтические приемы, активное воображение, работа с песком.

26. Этапы индивидуации по К. Юнгу.

27. Анализ сновидений в психологии К.Юнга. Практическое назначение, примеры из практики К. Юнга. (консп. Н.Д. Линде и статьи К.Г. Юнга).

28. Основные теоретические положения и понятия индивидуальной психологии А.Адлера: Движущие силы развития личности: комплекс неполноценности и социальный интерес; порядок рождения детей в семье: психология старшего и младшего ребенка.

29. Метод ранних воспоминаний. Практическое значение, процедура, контент-анализ ранних воспоминаний. (консп. По Таланову)

30. Основные теоретические положения поведенческой психотерапии: концепция причин психологического неблагополучия, цель психотерапии, методы и «мишени» психотерапевтической работы. (консп. + лекция)

31. Метод реципроктного (двойственного) торможения. (консп.) Современные модификации техники (практика)

32. Метод систематической десенсибилизации (консп.) Современные модификации техники (практика)

33. Метод оперантного обусловливания Дж. Скинера: система поощрений и наказаний, их «правильное соотношение»; подкрепление: положительное, отрицательное. (консп.)

34. Метод прогрессивной релаксации по Джекобсону. (консп. + практика)

35. Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса: основные идеи, технические приемы.

36. НЛП: история возникновения, основные понятия, принципы, идеи, представители.

37. НЛП: приемы установления контакта: «раппорт», «подстройка», виды «подстроек», репрезентативные системы и значение их определение.

38. НЛП: практика применения, техники: «Позиции восприятия», «Логические уровни», «Рамка цели». Сферы применения техник.

39. Гуманистическая психотерапия. Разделы, основные идеи, представители, примеры техник.

 

 

Литература для конспектирования и подготовки к экзамену:

1. Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, НПО «МОДЭК», 1994. 491 с.

2. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Серия "Образовательная библиотека" — М-: "Рефл-бук", К.: "Ваклер". 2001. — 352 с.

3. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998 – 752 с.: (серия «Мастера психологии»)

Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002. – 672. (Национальная медицинская библиотека)

5. Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди? (статья).

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования Пер с лит – М.: Академический проект, 1999 - 240 с.

7. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

8. Мей Р. "Раненый целитель" (статья)

9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: