Конкурсные работы распределяются по следующим номинациям: реферат, полевой отчет, исследовательский проект, исследовательская деятельность.
При подготовке работы в номинации «Реферат» следует учитывать, что цель такой работы – систематизация материала, выделение наиболее существенных сведений и представление их в лаконичной форме.
При подготовке реферативной работы используется, как правило, следующий порядок действий: выбор и формулирование темы, знакомство с опубликованной литературой по данной проблеме, подготовка библиографического списка; разработка плана реферата; изучение литературы, написание конспектов, тезисов, проведение опроса (интервью, анкетирование), накопление собственных выводов, обобщений; оформление результатов работы.
При подготовке конкурсных работ следует учитывать, что описание материалов, включенных в представляемую работу, должно иметь документальное подтверждение (указать фамилию, имя, отчество информатора, год и место рождения, место проживания, дату записи, автора записи).
Тема реферата должна освещать новое видение знакомой проблемы, затрагивать самые современные исследования по изучаемому вопросу. В результате обобщения материала должны быть сделаны самостоятельные выводы. Систематизация должна содержать достаточную степень новизны: иную, чем у других авторов, логику, наличие новых пунктов, вычленение новых аспектов.
Работы, выполненные в номинации «Полевой отчет» должны представлять собой описание фольклорно-этнографического материала, записанного от информантов изучаемой территории в ходе проведения экспедиции. Основное содержание отчёта необходимо предварить характеристикой экспедиции, в которой указать: сроки проведения, территорию исследования, цель и задачи состав участников, контингент информантов. Описание фольклорно-этнографических материалов должно содержать ссылки на номер единицы хранения в фонде или архиве.
В тексте отчёта необходимо показать участие автора (авторов) в сборе, обработке экспедиционных материалов.
В приложениях необходимо поместить карту-схему изучаемой территории с отметкой населённых пунктов, в которых проводился опрос информаторов, полный список всех опрошенных информантов с указанием даты и места рождения.
Конкурсная работа, представляемая в номинации «Исследовательский проект», должна содержать теоретическую и практическую части. В теоретической части автор выявляет проблему, предлагает практические пути решения. В практической части должен быть описан ход подготовки (изготовления) продукта проекта.
При выполнении исследовательского проекта рекомендуется использовать следующий алгоритм действий:
- постановка проблемы (анализ ситуации, формулирование замысла, темы, цели);
- проектирование (выдвижение гипотез – путей решения; выбор форм продукта; формулирование задач; планирование деятельности
(перечень конкретных действий); определение возможных средств решения задач, источников информации;
- подготовка продукта (поиск, сбор информации, изучение литературных научных и научно-популярных изданий, структурирование информации, изготовление продукта, оформление продукта);
- самооценка и анализ проектной деятельности.
Формы продукта могут быть следующими: словарь терминов; видеофильм; сборник и т. д.
При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого автора на всех этапах выполнения проекта.
В номинации «Исследовательская работа» авторы представляют собственные исследования в сфере традиционной народной культуры. Классические подходы к определению содержания исследовательской деятельности обучающихся, как правило, предполагают, что она должна состоять из следующих этапов:
- актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые предполагается найти);
- определение объекта и предмета исследования;
- выработка гипотезы (предположения);
- формулировка темы исследования (обозначение границ исследования);
- постановка цели и задач исследования;
- выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования);
- сбор и обработка информации;
- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала);
- подготовка текста работы.
Методика исследовательской деятельности многократно описана в методических пособиях, статьях и т. п. (см. Список литературы для организаторов исследовательской деятельности).