Нормативные акты, характеризующие правовую основу аудиторской проверки




Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России представляют нормативно-правовые акты четырех уровней, действующие начиная с 1996 года. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России состоит их пяти уровней: (рисунок 1 и 2). [2, с. 148].

Документами первого уровня определяется место, роль, задачи аудиторской деятельности в финансово-экономической системе. Законодательный уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ. Из перечисленных нормативных документов следует отметить Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», который содержит основные понятия и положения, которые составляют единую методологическую и правовую основу бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. В нем сформулированы: объекты, задачи, понятия в учете, его сфера действия, организация учета, предъявляемые требования к ведению бухгалтерского учета, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, оценка имущества, обязательств, учетная политика, права и обязанности главного бухгалтера, положение об ответственности за организацию бухгалтерского учета и за нарушения законодательства РФ в бухгалтерском учете, которую несут руководители организации. В законе приводится состав бухгалтерской отчетности, сроки ее представления, а также проведение инвентаризации и порядок хранения документов бухгалтерского учета [21, с. 93].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является нормативным документом первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и устанавливает единые требования по организации и ведению бухгалтерского учета, в частности, принципа последовательности ведения учетной политики организацией, оформления каждого факта хозяйственной деятельности экономического субъекта первичным учетным документом и соблюдения ведения в них обязательных реквизитов, регистрации данных, содержащихся в первичных учетных документах в регистрах бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств организации и общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав (статьи 6, 7, 8,9, 10,11, 13 и 14 настоящего Закона) [30, с. 132–135].

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации
1 уровень Законодательный
2 уровень Нормативный
3 уровень Методический
4 уровень Организационный  

 

 


Рисунок 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Законодательные и подзаконные нормативные акты включены в состав документов второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. В документах рассматриваемого уровня определяются общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми участвующими в ней субъектами. [20, с. 59–63].

Основные принципы ведения и организации финансового бухгалтерского учета в организации установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами (третий и четвертый уровень) [30, с. 204].

Применительно к теме работы исследования раскроем основные положения нормативных актов, регулирующих затраты и себестоимость продукции животноводства (таблица 1) [5, с. 45].

Таблица 1 – Перечень нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и калькулированию себестоимости продукции животноводства

№ пп Перечень нормативно - правовых актов и методических рекомендаций
  "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению", приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 г.
  "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья", постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г.
  "Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации", приказ Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750
  "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций", приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002 г. № 559
  "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат в животноводстве", "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме", приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73
  "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях", приказ Минсельхоза РФ от 31 января 2003 г. № 26
  «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г № 792
  Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве от 11 июня 2007 г.
  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая1999 г. № 33 н
  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга- низаций» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106 н
  Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. № 63 н
  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ
     

 

Снижение затрат на производство продукции для сельскохозяйственных предприятий является важнейшим резервом роста прибыли и повышения уровня ее рентабельности [16, с. 119–123].

Сегодня для определения себестоимости продукции (работ, услуг) используется ПБУ 10/99 – стандарт по бухгалтерскому учету, регулирующий общие правила формирования информации о расходах организаций в бухгалтерском учете. Необходимо отметить, что себестоимость продукции зависит от состава и размеров учтенных затрат на производство, особенностей технологического процесса производства продукции животноводства, о чем мы говорили выше, структуры производства и прочих факторов, оказывающих влияние на состав и размер затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» организации обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности выручку от продажи продукции, составляющую пять и более процентов от общей суммы доходов за отчетный период. При выделении в информации видов доходов, составляющих пять и более процентов от общей суммы доходов за отчетный год, следует отразить соответствующую каждому виду часть расходов. Согласно данного положения, в приложениях к бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о порядке признания коммерческих и управленческих расходов, о расходах по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат, об изменении величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданной продукции, а также отчислениях, связанных с образованием резервов. В ПБУ 10/99 определено, что перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно [3, с. 167–169].

На сегодняшний день вопросы учета затрат регулируются отраслевыми рекомендациями, в частности приказом Минсельхоза РФ № 792 от 06.06.2003 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях». В данных рекомендациях рассматривается методика учета производственных затрат, готовой продукции, расчет себестоимости головы приплода и центнера молока по системе суммирования затрат 49 на содержание основного молочного стада и их распределение в пропорции 90 % – молоко, 10 % – приплод [18, с. 73–79].

Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности (рис. 2):

1) Уполномоченного федерального органа.

2) Совета по аудиторской деятельности.

3) Саморегулируемых организаций аудиторов (СРО).

4) Аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В соответствии со ст. 15 Закона №307-ФЗ функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» в качестве такого органа было определено Министерство финансов РФ.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН (Министерство финансов РФ)
Совет по аудиторской деятельности
Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (Федеральное казначейство)
Рабочий орган САД
Единая аттестационная комиссия
СРО аудиторов
СРО аудиторов
СРО аудиторов
СРО аудиторов
Аудиторские фирмы
Индивидуальные аудиторы

 

 


Рисунок 2 – Система регулирования аудиторской деятельности

Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части соблюдения обязанностей аудиторской организацией, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица, требований нормативно-правовых актов и выявления существенных искажений указанной отчетности преднамеренными или непреднамеренными действиями указаны в ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» [12, с. 39].

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской)

отчетности» определяет целевую установку и принципы его организа-

ции.

ФПСАД № 2 «Документирование аудита» устанавливает требования к документированию операций в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяет форму и содержание рабочих документов и конфиденциальность информации и сохранности документов аудитора [8, с. 46].

ФПСАД № 3 «Планирование аудита» определяет необходимость предварительного ознакомления с деятельностью клиента, составления плана и программы, включая оформление изменения и уточнений, возникших в ходе аудита [9, с. 39].

Методические подходы к определению понятия «существенность», единые требования, касающиеся ее и ее взаимосвязи с аудиторским риском, а также оценка аудитором последствий искажений дается в ФПСАД № 4 «Существенность аудита». В случае выявления искажения бухгалтерской отчетности или нарушении требований законодательства необходимо выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности [9, с. 78].

ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» определяет вид и состав аудиторских доказательств и процедуры их получения, дает классификацию процедур проверки по существу, включающие инспектирование, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры [10, с. 23].

Необходимость оценки аудиторского риска и разработка аудиторских процедур для снижения данного риска на основе понимания деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, установлены Федеральным правилом аудиторской деятельности № 8.

Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» устанавливает оценку аудитором соблюдения аудируемым лицом выполнения принципа допущения непрерывности деятельности, которое является основным при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сущность, цели и применение аналитических процедур на стадии планирования, применение их в качестве проверки по существу и общей обзорной проверки на завершающей стадии аудита рассматриваются в Федеральном правиле (стандарте) № 20 «Аналитические процедуры». При этом правило устанавливает использование аналитических процедур и на других этапах аудита. Контроль и учет производства продукции животноводства должен осуществляться в условиях соответствующего учета и при наличии законодательного регулирования и нормирования [14, с. 67–

71].

В таблице 2 систематизируем нормативные документы, регулирующие непосредственно бухгалтерский учет и аудит затрат на производство и себестоимость продукции животноводства.

Аудитору необходимо иметь базу нормативно-правовой документации при осуществлении аудиторской проверки затрат и калькулирования продукции животноводства, основной целью которой является соблюдение требований действующего законодательства и установление достоверности информации, предоставляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации.

 

Таблица 2 - Система нормативного регулирования аудита учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции животноводства

Нормативное регулирование бухгалтерского учета Нормативное регулирование аудита
1 уровень "Законодательный уровень"
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ Федеральный закон «Об аудиторской деятельно- сти» № 307-ФЗ
2 уровень " Нормативный уровень"
Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ 22/2010 ««Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральные стандарты аудиторской деятельности
3 уровень "Методический уровень"
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности с Инструкцией по его применению Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях Методические рекомендации по учету затрат в животноводстве Альбом форм первичных документов для организаций АПК Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов в сельскохозяйственных организациях Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций Унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья Специализированные формы первичной учетной документации Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД): ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 2 «Документирование аудита» ФПСАД № 3 «Планирование аудита» ФПСАД № 4 «Существенность в аудите» ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» Федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД № 5 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» ФСАД № 6 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»
4 уровень "Организационный (технологический) уровень"
Рабочие документы самой организации (Учетная политика) Правила (стандарты профессиональных общественных аудиторских объединений и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности»
5 уровень "Внутрифирменные стандарты"
- Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности
     

 

Обобщение основных положений нормативных документов и актов способствует организации информационной базы аудита, облегчает формирование аудиторских процедур, позволяет определить источники аудиторских доказательств и операций обработки данных по каждой процедуре и в конечном итоге способствует повышению качества и эффективности аудиторских проверок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: