Колчина Мария Викторовна,
студентка юридического института
ФГБОУ ВПО «ЮУРГУ» (НИУ)
Аннотация: в данной статье затрагивается тема конституционных основ по охране окружающей среды. Рассматривается Конституция Российской Федерации, некоторые ее статьи (ст. ст. 9, 42, 58), а также Конституция Швейцарии, некоторые ее статьи (ст. ст.74-80). Делается общий вывод на основе сравнения конституционных норм двух стран.
Ключевые слова: окружающая среда, охрана, права и свободы, экология.
Одной из актуальнейших проблем современности, безусловно, является плохое состояние окружающей среды. С каждым годом растет количество заводов, фабрик, увеличивается число транспорта, которые в свою очередь негативно влияют на природу.
Современные развитые государства в основном направлены на защиту прав и свобод граждан. Так, среди них выделяется право человека на благоприятную окружающую среду.
Конституция Российской Федерации в статье 42 прямо закрепляет: “Каждый имеет право на окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”.
Согласно Федеральному закону №7 от 10.12.2002г. “Об охране окружающей среды” под благоприятной окружающей средой понимается такая “окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов”.
Конституция Российской Федерации содержит лишь несколько основополагающих принципов лежащих в основе конституционной охраны окружающей среды:
1. “Земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории” (ч.1 ст.9).
2. “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением” (ст.42).
3. “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (ст.58).
Такие экологические “правила” не обеспечивают в полной мере охрану данного права человека. К тому же, они разбросаны в нескольких частях конституции одновременно.
Именно поэтому следует внести значимые поправки в конституцию, а именно сгруппировать статьи и дополнить их необходимыми нормами. Также следует издать единый Федеральный закон “Правовое регулирование по обеспечению охраны окружающей среды”.
В зависимости от экологии в различных странах принимаются индивидуальные нормы по охране окружающей среды. В ряде стран, таких как Турция, Греция и Испания, охрана природы стоит в приоритете.
Так, например, Конституция Швейцарии, принятая 18 апреля 1999 г. Она содержит в себе целый раздел под названием “Окружающая среда и пространственное планирование”, состоящий из 8 статей, посвященных окружающей среде.
Статья 74 гласит: “Союз издает предписания об охране человека и окружающей его природной среды от вредных или обременительных воздействий”.
Далее статьи 76-80 более узко прописывают основные принципы по охране воды, земли, животных, которые в свою очередь являются отдельными объектами, а не окружающей природой в целом.
Согласно статье 77 охрана лесов находится в компетенции Союза, который в свою очередь вправе устанавливать принципы по их охране, а также поощрять идеи по их сохранению.
Согласно статье 80 охрана животного мира находится в компетенции Союза, который регулирует: “содержание животных и уход за ними”, “торговлю животными и их транспортировку”, а также “умерщвление животных”.
Таким образом, в законах многих государств имеются различные нормы по урегулированию вопросов, касающихся охраны окружающей среды. В Конституции Российской Федерации в основном такие нормы выражены в качестве права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, а также обязанности сохранять природу и её богатства. Однако Конституция Швейцарии более точно прописывает, кто занимается урегулированием данных проблем (Союзы и Катоны), а также более четко расписана охрана таких объектов, как вода, леса, животные.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Некрасов А. В. Как оценить экологический вред? / А. В. Некрасов // ЭЖ-Юрист. –2013. –№ 44. –С. 1-8.
2. Нарышева Н.Г. Правовые проблемы возмещения вреда окружающей среде в научных исследованиях кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова / Н. Г. Нарышева// Экологическое право. –2012. –№ 4. –С. 14-19.
3. Морозова, М. В. Идеологические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду / М. В. Морозова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. –№6. – С.156-158.
4. Сорока, Н. Н. Закрепление института экологического нормирования в законодательстве Российской Федерации / Н. Н. Сорока // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. № 5. – С. 114-117.
5. Абакаров, М. Г. Охрана окружающей природной среды в Российской Федерации: политические, экономические и социальные аспекты: автореф. дис. кандидата исторических наук: 07.00.02 / М. Г. Абакаров; Российский государственный социальный университет. –М., –2010. – 147с.