По предмету: Филосовско – научные исследования цифрового сетевого общества
Доклад на тему: "Идеи и концепты, релевантные теме - Кампусное пространство как выражение корпоративной культуры и элемент имиджа вуза (на примере кампуса ТГУ)
Выполнил
студент группы № 2019
И.А. Жамков
Проверил
Доцент
Окушова Гульнафист Алтаевна
___________________
Томск – 2019
Кампусное пространство как выражение корпоративной культуры и имидж вуза
(на примере кампуса ТГУ)
На данным этапе работы над магистерским исследованием, считаю возможным использовать следующие концепции и методы исследование цифрового общества:
¾ Цифровой след студентов – фотографии, текст, и.т.д. Анализ профилей студентов в социальных сетях;
¾ Визуальная социология – Взгляд на общество через фотообраз (социологический анализ). Исследует воздействие фотографии на общество, визуальная социология обязует нас критически подходить к анализу любой визуальной информации.
Фотография, рассмотренная Вилемом Флюссером как технический образ понятия реальности, обнаруживает новые свойства в контексте медианализа.
Анализ фотографии как медиа, приводит к тому, что создается новая медиареальность:
Цель исследования – выявить, как выражается корпоративная культура, и имидж университета.
Имидж университета в глазах студентов — это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данного университета.
Чтобы определить какие эмоционально окрашенные представления у студентов формирует кампусное пространство ТГУ. Мы предлагаем исследовать цифровые следы студентов и преподавателей университета.
Литературные источники:
¾ Харченко Д.А. «Сетевой метод анализа интернета как социальная гносеология»
По мнению Д.А. Харченко невозможно серьезно анализировать социальное пространство без учета виртуального информационного пространства, без учета пространства глобальных информационных процессов и потоков.
А пространство информационных потоков состоит из множества различных персональных микросетей, из множества сетей профессиональной ориентации, социальных сетей.
Все они вместе взятые и образуют глобальное единство информационного взаимодействия, в результате складываясь в макросети и в мегасеть.
В результате исследования цифровых следов. Формируется образ, университета сложившийся в глазах исследуемых групп (студенты, преподаватели).
Анализ фреймов (frame analysis, фрэймавы аналiз)– направление исследований сообщений СМИ и НМ, позволяющее выявить, описать и изучить устойчивые смысловые структуры (фрэймы). Понятие «фрейм» используют такие авторы, как Г. Бейтсон (G. Bateson), М. Мински (M. Minsky), Дж. Брунер (J. Bruner), И. Гофман (E. Goffman) и др., но именно в работах И. Гофмана осуществляется попытка создать системно проработанную теорию социальных интеракций на основе данного понятия, а также предлагается набор исследовательских процедур для описания и сравнительного анализа фреймов, в том числе в текстах сообщений межличностных и массовых коммуникаций.
У Гофмана фрейм предстает как процедурное знание по формальному определению ситуаций взаимодействия между социальными акторами, способствующее выработке определенного отношения к происходящему и возможности оказывать влияние на него. Через исследование фреймов предполагается выяснить какой имидж ТГУ сформировался у студентов и преподавателей.
Имидж как социально-коммуникативный феномен вызывает необходимость обратиться к анализу основных социально-философских концептов, описывающих современные тенденции общественного развития. Одним из таких фундаментальных концептов является теория постиндустриального общества.
Наиболее системно данный концепт изложил Д. Бэлл в 1974 году, Д, Белл подчеркивает революционный характер перехода от индустриального (капиталистического) общества к постиндустриальному (коммуникационному), связанный с третьей всемирной технологической революцией - компьютеризацией и информатизацией общества,
Но решающая перемена, согласно Беллу, - это перемена в характере знаний.
Постиндустриальное общество - это общество, в котором в результате научно-технической революции приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания.
Если основные структурные звенья индустриальной экономики; товар, производительный труд и платежеспособность, то ключевые элементы виртуализированной экономики; знак, информация, образ.
В этих условиях товар выступает прежде всего как знак, а стоимость товара и предложение определяется рекламной информацией, Реклама создает образ товара или фирмы, Происходит виртуализация экономики, Физический объект рекламы перестает быть означаемым и становится "означающим" по отношению к рекламируемому образу, Соответственно цена товара определяется не столько реальной стоимостью, сколько рекламным образом стоимости как самого товара, так и фирмы.
Согласно М. Кастельсу реальная виртуальность — это система, в которой сама реальность полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся опытом. Наряду с телевидением развитие электронных компьютерных сетей становится тем фактором, который можно считать формообразующим для культуры виртуальной реальности.
Итоговым продуктом работы может стать:
Имидж университета у целевых групп. Фотографии, текст, видео, где присутствуют элементы имиджа вуза (эмблема, фирменный стиль, здания главного корпуса, университетская роща и.т.д.). При анализе особый фокус на элементы кампусного пространства;
Рекомендации проектировщикам кампуса Единого Томского университета.
Кроме указанных выше источников, для магистерского исследования хочется указать еще ряд интересных, но пока до конца не изученных работ:
Йохан Г. Виссема. Университет третьего поколения/ Управление университетом в переходный период.
Коллектив авторов. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник.
Колин Эллард. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие.