ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. (по профилю специальности)




(по профилю специальности)

Специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

ООО «Лента»

(наименование организации)

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

Группы Т-31

Горелова М. В.

(ФИО студента)

Дата сдачи отчета

«___»___________20__г.

Дата проверки отчета

«___»___________20__г.

Оценка работы ___________

Проверил преподаватель

____________ Толстенева В.В

 

г. Ростов-на-Дону

2018 г.

Содержание

Введение

1. Организационно-правовая характеристика предприятия ………………3-6

2. Хозяйственные связи с поставщиками……………………………………6-10

3. Организация и управление торгово-технологическими процессами в торговом предприятии………………………………………………………10-16

4. Контрольно-кассовая техника и весоизмерительное оборудование….16-18

5. Формирование и управление торговым ассортиментом………………18-24

6. Коммерческая деятельность торгового предприятия………………….24-26

7. Учётно-отчетная документация торгового предприятия……………...26-29

Заключение

Список используемых источников

Приложения

 

Введение

 

Производственная практика (по профилю специальности) профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии продавец продовольственных товаров» студентов является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования и организуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

Основные цели практики - закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении междисциплинарных курсов на основе изучения деятельности конкретной организации и приобретение первоначального практического опыта.

Задачи производственной практики:

¾ рассмотрение характеристики торгового предприятия;

¾ изучение покупательского спроса и ознакомление с порядком и сроками заключения договоров поставки;

¾ рассмотрение организации и осуществление торгово-технологического процесса в магазине;

¾ осуществление подготовки, работа и завершение работы на контрольно-кассовой технике;

¾ изучение формирования и управление торговым ассортиментом;

¾ изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;

¾ рассмотрение учетно-отчетной документации торгового предприятия.

Производственная практика проводилась в Обществе с ограниченной ответственностью «Лента». Основными видами деятельности Общества является розничная торговля; торгово-закупочная, снабженческо-сбытовая, коммерческая деятельность; реализация акцизных и подакцизных товаров; организация собственной сети для сбыта собственной и закупленной продукции; транспортные и посреднические услуги, рекламная деятельность.

Местонахождение Общества: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора 267.

 

1. Организационно - правовая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Лента» является юридическим лицом и хозяйственным обществом, образованным в соответствии с действующим законодательством РФ. Общество создано путем учреждения в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «Лента» - коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на доли, созданной в целях извлечения прибыли.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и выступает в суде, арбитражном суде и третейском от своего имени.

ООО «Лента» осуществляет свою деятельность на основании Устава, который утвержден Решением единственного участника № 193-Л от 19.06.2017 г. (приложение 1).

Общество внесено в единый государственный реестр юридических лиц - Свидетельство о государственной регистрации от 04.11.2003 г.

(приложение 2).

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения па территории РФ ООО «Лента» выдано Межрайонной Инспекцией ФНС № 25 по Ростовской области 07.07.2016г. № 308348605. (приложение 3).

Также Общество имеет Лицензию на продажу алкогольной продукции — серия IIPO № 002973 от 08.08.2017г.

(приложение 4)

Юридический адрес Общества: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112. Фактический адрес: 344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 14- линия, д. 84.

По форме собственности предприятие — частное.

По виду торговли предприятие — розничной торговли.

По специализации торговой деятельности — неспециализированный.

По способу организации торговой деятельности — торговая сеть.

По виду торгового объекта — стационарный.

По формам торгового обслуживания покупателей — с полным обслуживанием.

По условиям реализации товаров — магазин.

По типу предприятия торговли — гипермаркет.

Режим работы: круглосуточно.

Количество работников: 179

Торговое предприятие располагается в двухэтажном здании, на 1-м этаже которого находится торговый зал, на 2-м этаже - административно-бытовые, подсобные и технические помещения.

Площадь магазина — 15642 м2. Площадь торгового зала — 15126 м2. Установочная площадь — 4550 м2. Демонстрационная площадь — 12250 м2.

Расчет эффективности использования торговых площадей:

k уст. п. = = 0,30

k дем. п. = = 0,80

Вывод: Площадь торгового зала используется эффективно, т.к. k уст.п. и k дем.п. соответствуют нормативам (Н уст.п. = 0,27-0,3; Н дем.п. = 0,7-0,8).

Рабочий режим гипермаркета 24 часа без перерыва на обед и выходных.

В торговом предприятии используется метод продажи товаров - полное самообслуживание.

Штат торгового предприятия составляет 179 человек. Директором торгового предприятия является Уваров Р. В. Управление работой торгового предприятия ООО «Лента» осуществляется по организационной структуре (приложение 5).

Структура предусматривает линейную подчиненность всех служб. Выбранная организационная структура управления является оптимальной для данного предприятия, так как все обязанности разделены между службами Общества.

Основными вид деятельности торгового предприятия - розничная торговля продовольственными товарами и непродовольственными сопутствующими товарами.

В торговом предприятии при реализации продуктов питания используется необходимое торговое оборудование (холодильники, витрины, морозильные камеры, стеллажи, полки, островные горки, вешала), а также оборудование для административно-хозяйственных нужд (офисные столы и стулья, компьютерная техника и т.д.). Все перечисленное выше оборудование является собственностью Общества, но в отдельных случаях торговое оборудование предоставляется поставщиками товара на условиях договора аренды в целях улучшения продвижения определенного вида продукции.

В ООО «Лента» ответственность за состояние условий и охраны труда возложена на управляющего. Допуск к работе сотрудников производится только после проведения инструктажа о правилах работы в торговом зале и о правилах безопасности и регистрации в журнале установленной формы. В магазине противопожарная безопасность соблюдается, схема эвакуации при пожаре разработана и утверждена руководителем торгового предприятия, огнетушители 1 раз в месяц подвергаются внешнему осмотру, 1 раз в квартал работники проходят противопожарный инструктаж.

Деятельность торгового предприятия координирует директор, на которого возложены следующие функции:

— обеспечение эффективных хозяйственных связей с поставщиками;

— выявление оптимальных источников закупок и поставщиков;

— формирование рационального торгового ассортимента;

— организация изучения покупательского спроса;

— выбор рациональных форм и методов обслуживания покупателей;

— определение перечня дополнительных услуг покупателям;

— организация и координирование рекламно-информационной

деятельности предприятия;

— управление товарными запасами.

Товар закупается у поставщиков, отношения с которыми регулируются договорами поставки, а также договорами розничной купли-продажи.

Со всеми поставщиками ООО «Лента» стремится строить рациональные и долгосрочные связи и взаимоотношения. Основной формой хозяйственных связей с поставщиками является договор поставки товаров.

 

2. Хозяйственные связи с поставщиками

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, в частности при закупке, продаже и поставке товаров.

Хозяйственные связи регламентируют взаимоотношения между поставщиками и покупателями товаров.

Хозяйственные связи, организованные рационально, способны улучшить результаты коммерческой деятельности, способствуют установлению баланса между спросом и предложением, своевременности поставок продукции и товаров покупателям.

Система хозяйственных связей включает:

· участие коммерческих предприятий-покупателей в разработке программ производства предприятий промышленности через представляемые заявки и закаазы;

· хозяйственные договоры и контроль за исполнением договорных обязательств; применение различного рода санкций;

· проверку качества поступающих товаров;

· формирование финансовых взаимоотношений и пр.

Основное значение при организации хозяйственных связей имеет договорная работа. От поставки договорной работы во многом зависит качество хозяйственных связей, эффективность коммерческой деятельности.

Проанализировав систему хозяйственных связей, можно четко выделить три этапа взаимодействия участников:

· формирование хозяйственных связей;

· оформление хозяйственных связей

· функционирование хозяйственных связей.

Этап формирования хозяйственных связей включает в себя процесс планирования производства, составление производственной программы на основе поступивших заявок и заказов покупателей; определение ассортимента и поиск источников поступления товарных ресурсов.

Этап оформления хозяйственных связей – это принятие участвующими в них организациями и предприятиями взаимных обязательств, определяющих их права и обязанности в процессе хозяйственной деятельности, а так же закрепление принимаемых обязательств юридически, прежде всего в договорах.

Таким образом, результатом оформления хозяйственных связей является заключение договора между предприятием-поставщиком и предприятием-покупателем.

Заключаемые договоры необходимы для правового закрепления на кокой-то срок структуры коммерческих связей, основанной на свободе выбора поставщиков и потребителей товаров.

Этап функционирования хозяйственных связей представляет собой процесс выполнения участниками ранее взятых и закреплённых в договорах обязательств.

Законодательное регулирование хозяйственных связей основывается на применении положений Гражданского кодекса РФ, где изложены общие положения договорного права, включающие основные виды и условия хозяйственных договоров, порядок заключения и расторжения договора, преддоговорные споры и т.д.

Перед заключением договора с тем или иным поставщиком необходимо определить: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика. Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при выборе поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надежность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.

Гипермаркет «Лента» имеет хозяйственные связи примерно с 70 поставщиками. Отбор поставщиков происходит по определенным критериям:

- стоимость поставляемого товара;

- гарантией качества поставляемого товара;

- своевременной поставки товара;

- пунктуальностью и обязательностью выполнения условий поставки товара.

В гипермаркете «Лента» секции «Бакалея» представлено большое количество продукции различных марок, от разных поставщиков.

Группа Bonduelle открыла представительство в России в 1994 году, где стала осуществлять продажи консервированных и замороженных овощей для розничной торговли и ресторанов.

Ассортимент консервированных овощей насчитывает 64 SKU. Помимо традиционных овощей, таких как зеленый горошек, сладкая кукуруза, фасоль, продукция компании представлена также премиальной линейкой Bonduelle Fusion (6 уникальных рецептов французской и средиземноморской кухни), инновационными продуктами «На пару», а также оливками, маринованными огурцами, грибами, лечо, кабачковой икрой и многими другими моноовощами и овощными смесями.

Ассортимент замороженных овощей насчитывает 16 SKU и представлен моноовощами, овощными смесями (из них 8 SKU на данный момент запрещены к ввозу на территорию РФ в связи с санкциями) и замороженными готовыми блюдами — овощными галетами и смесями для жарки.

На протяжении 20 лет компания Bonduelle является безоговорочным лидером российского рынка консервированных овощей. По данным розничного аудита, доля рынка в сегменте консервированных овощей составляет около 13% в денежном выражении, взвешенная дистрибуция по стране выросла до 93% — доказательство того, что продукция компании Bonduelle есть практически в каждой торговой точке. В гипермаркете «Лента» представлен широкий ассортимент продукции этой компании.

Barilla – это итальянская семейная компания. Основанная еще в 1877-м году, сегодня она стала международной и представлена в более чем 100 странах.

Barilla известна во всем мире как символ неизменно высокого итальянского качества и ноу-хау. Это мировой лидер по производству пасты и готовых соусов. Продукция компании Barilla – составляет не малую долю всего ассортимента макаронных изделий гипермаркета «Лента». Так же гипермаркет реализует широкую линейку соусов марки Barilla.

ООО «Ресурс» представляет продукцию компании «Увелка»: крупы, крупы фасованные в пакетах для варки и готовые завтраки.

 

3. Организация и управление торгово-технологическими процессами в торговом предприятии

Технологический процесс в розничном предприятии - обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже.

Он включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Этот процесс осуществляется без участия покупателей.

Оперативные процессы в гипермаркете представляют собой сово­купность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителя с наименьшими затратами труда и времени.

Принципы организации оперативных процессов в предприятии торговли:

¾ обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продаж товаров;

¾ создание наилучших условий выбора товаров, высокий уровень торгового обслуживания;

¾ соответсвие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники;

¾ достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путём ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда;

¾ сохранение физико-химических свойств товаров.

Рациональная организация основных оперативных процессов в магазинах должна удовлетворять следующим требованиям:

¾ направлять движение покупательских потоков, исключать возможность образования тесноты и заторов, не допускать перекрещивания потоков покупателей;

¾ обеспечивать кратчайшие пути движения товаров внутри магазина;

¾ правильно выбирать и устанавливать оборудование для взвешивания прибывающего товара, приёмки по количеству и качеству;

¾ обеспечивать нормальные санитарно-гигиенические условия для обработки и хранения товаров;

¾ создавать прочие условия для экономии времени покупателями на приобретение товаров.

 

Схемы торгового и технологического процесса в гипермаркете зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, использования различных видов тары при перевозке и реализации товаров, применяемых форм продажи.

Торговый и технологический процессы в гапермаркете состоят из следующих операций:

· разгрузки транспорта,

· приёмки товаров по количеству и качеств,

· перемещения к месту хранения.

Торговый зал, в помещения для подготовки товаров к продаже, выкладки в торговом зале на оборудование.

Организация технологических процессов в гипермаркете находится в прямой зависимости от организации системы товароснабжения. Эту зависимость можно выразить следующим образом - количество технологических участков и операций, их трудоемкость, при равных прочих условиях, тем меньше, чем лучше и в большей доле поступающие товары подготовлены к розничной продаже и чем чаще они поступают в магазины.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с Инструкциями «О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах-поставки, контрактах, стандартах ТУ не предусмотрен другой порядок приёмки товаров.

Приёмка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактуры, товарно-транспортная накладная, приходно-расходная накладная, свидетельство о качестве товара, сертификат соответствия). Приемку товаров производят и определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

Приемка товаров по качеству также должна быть проведена в установленные инструкциями сроки. Выявляют качество и комплектность товара, соответствие тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным доку­ментам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).­ По большинству продовольственных и непродовольственных товаров простого ассортимента проводят выборочную проверку качества поступившего товара с распространением ее результатов на всю поставляемую партию. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который пере­дается поставщику (один экземпляр этого акта остается в гипермаркете).

Хранение товаров в гипермаркете связано в организацией следу­ющих процессов:

· перемещение,

· укладка на хранение,

· текущее наблюдение за температурным и влажностным режимами хране­ния

· поддержание соответствующих санитарно-гигиенических условий.

Подготовка товаров к продаже включает в себя следующие процессы – проверка целостности упаковки, вскрытие упаковки, проверка маркировки товаров, проверка наличия инструкции по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности, проверка товаров в действии и др.

Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. Под выкладкой товаров понимают способ расположения, укладки и показов товаров на оборудовании в торговом зале. Рациональная выкладка товаров даёт возможность покупателям осмотреть и выбрать нужный товар с минимальными затратами времени и максимальными для себя удобствами.

Важную роль играют приёмы выкладки товаров на оборудовании. Та как «Лента» - является гипермаркетом самообслуживания, то здесь используют выкладку навалом, штабелем, расположением в ряд, стопками, подвешиванием и др. Эти приёмы выкладки товаров позволяют добиться эффективного использования демонстрационной площади торгового оборудования, товары становятся более доступными для покупателей. Выкладываются товары навалом в контейнерах, корзинах, на полках горок, столах с высокими бортами (чулки-носки, мелкая галантерея, игрушки, спорт товары, хозяйственные товары и др.). Штабели, рядами, стопками укладывают ткани, бельё, культтовары, посуду, электротовары. Одежду, трикотаж, образцы тканей вывешивают.

При выкладке товаров предусматривают вертикальны и горизонтальный способы. Вертикальная выкладка предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вертикали. При горизонтальной выкладке ту или иную группу товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая при этом только одну или две полки. Горизонтальную выкладку товаров необходимо использовать при демонстрации крупногабаритных товаров и мелких товаров в кассетах.

Товары, в реализации которых гипермаркет особенно заинтересован, помещают на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей. Наиболее удобной зоной выбора товаров являются зоны полок, расположенные на высоте до 80см от пола и свыше 180см над уровнем пола.

При размещении товаров на торговом оборудовании следует придерживаться следующих правил:

- следить за чистотой вокруг оборудования (рядом не должны находиться упаковочные коробки, ящики и др.);

-обеспечить наглядность и информацию и доступность ценников;

-размещать товары лицом к покупателям;

-под каждый товар отводить как минимум 30см погонной длины полки - никогда нельзя допускать пустот на полках;

- нельзя использовать оборудование с логотипами одного поставщика для размещения продукции другого поставщика;

- необходимо следить за ротацией товара т. е. продукцию с меньшими сроками годности следует помещать в перёд, а с более длительными сроками хранения – позади;

- любой товар должен быть доступен покупателю без помощи продавца;

-нельзя размещать тяжелые продукты, стекло, консервы на верхней полке.

Важное место в организации процесса занимает вопрос рационального размещения товаров различных групп, подгрупп, видов и разновидностей на товарных линиях торгового зала (зонирование товарных линий). При размещении товаров в торговом зале следует учитывать следующие факторы – частота покупок, совместное приобретение ряда товаров, продолжительность их отбора, трудоёмкость перемещений из торговых помещений, требования к взаимному товарному соседству. Так в гипермаркете «Лента» секции Бакалея макаронные изделия расположены рядом с сопутствующими товарами – готовыми соусами, что способствует совместному приобретению этих товаров и как следствие повышению прибыли.

Организация процесса продажи, размещения товаров на оборудовании зависит от товарно-ассортиментного профиля магазина, используемой формы продажи. В гипермаркете «Лента» форма продажи – самообслуживание.

Самообслуживание – форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает товар и доставляет его к единому узлу расчёта. Предусматривается типовое торговое обслуживание.

При форме продажи самообслуживание покупатель сам выбирает товар. Гипермаркет «Лента» имеет большую площадь, занимается реализацией товаров разных групп и при этом является торговой точкой с формой продажи самообслуживание. При таких условиях организация торгового процесса должна быть направлена на удобство покупателей. Выкладка товаров должна осуществляться таким образом, что бы покупателю было удобно находить, осматривать и выбирать товар.

 

4. Контрольно-кассовая техника и весоизмерительное оборудование

Для успешного обеспечения торгового процесса в гипермаркете «Лента» используется большое количество техники и торгового инвентаря. Формой продажи в гипермаркете является самообслуживание, а это значит, что покупатель сам занимается выбором товара. В гипермаркете представлено большое количество весового товара и покупателю нужно самостоятельно фасовать необходимое количество продукции. Для этой цели в торговой зоне расположено 22 единицы весоизмерительного оборудования.

В ООО «Лента» используется весоизмерительное оборудование моделей Bizerba KH II 800 и wincor nixdorf.

Электронные настольные весы Bizerba KH II 800, изготовленные в современном эргономичном корпусе, представляют собой большой информативный дисплей с сенсорным управлением и встроенный чековый принтер. Система Easy Load для упрощенной смены рулонов бумаги. Функция Easy Level предполагает снижение погрешности при искажении уровня установки. Весы Bizerba KH II 800 оснащены мощным процессором Intel® Dual Core, съемным SSD накопителем, высокоскоростными интерфейсами для подключения периферийных устройств.
Низкое энергопотребление и предельно малый уровень шума за счет использования без вентиляторного корпуса.

Электронные весы выполняют следующие основные функции:

· определение массы и стоимости весового товара;

· распечатка этикетки с данными о товаре;

· суммирование стоимости покупки из весовых и штучных товаров;

· хранение данных о товаре в прямой адресной памяти; расчет сдачи;

· подведение итогов продажи товаров за день по каждому виду товара; вывод на этикетки штрихового кода товара;

· возможность соединения с компьютером, ККМ и другими периферийными устройствами;

· компенсация массы тары.

 

Электронные весы с печатью этикеток применяются для взвешивания товара и одновременной маркировки его этикеткой. Торговые весы с принтером этикеток незаменимы в торговой сфере, а также на производстве, предприятиях общественного питания.

На этикетке отпечатывается необходимая информация о товаре: вес, цена, стоимость, срок годности. Весы торговые с печатью этикеток можно программировать по желанию продавца, в результате на этикетке будут выводиться данные о производителе, партии товара или другая информация. Программирование может выполняться с компьютера и непосредственно с клавиатуры весов.

В зависимости от назначения, выделяют два типа весов с принтером этикеток – весы для установки на кассе и весы самообслуживания, купить их можно по различной стоимости, в зависимости от модели и функциональных возможностей.

Торговые весы с чекопечатью имеют определенный предел взвешивания, который может варьироваться у разных моделей. Электронные весы торговые с печатью этикеток обеспечивают высокую точность взвешивания +/- 2-5 граммов.

В гипермаркете «Лента» весоизмерительное оборудование используются не только в торговом зале, но и в кассовой зоне. У каждой кассы расположены контрольные весы. Они нужны для проверки правильности взвешивания, осуществлённого покупателем и соответственно корректности цены на выбитой этикетке.

В кассовой зоне гипермаркета установлено 36 единиц контрольно-кассовой техники, 6 из которых предназначены для самообслуживания. Это новейшие кассовые аппараты, осуществляющие учёт товаров, сканируемых покупателем самостоятельно. Такие кассовые аппараты работаю без участия кассира.

 

5. Формирование и управление торговым ассортиментом

Главной целью управления ассортиментом является его оптимизация. В ООО «Лента» невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего ассортимента товаров. Поэтому для гипермаркета сформирован оптимальный ассортимент, который позволяет, с одной стороны, создать наилучшие условий дли приобретения товаров, а с другой - обеспечить рентабельность работы гипермаркета.

Оптимизация ассортимента - это постепенное выведение из реализации марок и сортов, не пользующихся спросом или недостаточно рентабельных для магазина.

Основой для улучшения структуры ассортимента является анализ продаж, благодаря которому выявляются стабильно покупаемые товары и неходовые товары, в отношении которых принимаются определенные меры. В процессе оптимизации ассортимента следует придерживаться определенных принципов.

Во-первых, рассматривая каждую группу товаров на оптимальность, нельзя просто устранить из ассортимента товары, которые имеют наихудшие продажи, не проверив их на принадлежность к таким группам товаров, как привлекающие и необходимые. Ассортимент торговой организации можно условно разделить на три группы.

Базовый ассортимент - это основные товары, на которые приходится не менее 50% продаж предприятия.

«Привлекающие» («зазывные») товары - товары повседневного спроса, являющиеся для покупателей показателем уровня цен в магазине, которые продавцы обычно стараются поддерживать на уровне конкурентов, а некоторые устанавливают их ниже рыночных (35% продаж).

Дополняющие товары (товары сопутствующего ассортимента) - дополняют основной ассортимент, обеспечивая около 15% продаж магазина. Покупатель может приобретать одну и ту же марку товара, но наличие на полке других марок стимулирует его покупку.

Для первых двух групп важно постоянное наличие в продаже указанных товаров, тогда как ассортимент дополняющих товаров постоянно меняется.

Товары, которые продаются в наибольшем количестве и встречаются в большинстве чеков – необходимые товары – хлеб, молоко, сахар - нельзя выбросить из ассортимента, даже если они находятся в самом конце списка продаваемых товаров.

Во-вторых, при оптимизации ассортимента в гипермаркете ООО «Лента» необходимо помнить, на какого покупателя рассчитан гипермаркет и с какой регулярностью приобретаются товары. Здесь также следует учитывать структуру покупателей целевого сегмента:

¾ тип покупателя по способу восприятия информации (кинестетики, визуалисты, аудиалисты);

¾ тип покупателя, предпочитающего товары в зависимости or жизненного цикла (новаторы, ранние последователи, традиционалисты, консерваторы).

Так, например, следует вводить больший процент новинок в ассортимент, если в структуре покупателей значительна доля новаторов.

В-третьих, необходимо тщательно работать над категориями товаров, которые приносят наибольшую прибыль. Эти группы примерно одинаковы для большинства супермаркетов: алкогольная продукция, гастрономия, быстрозамороженные продукты, продукция собственного производства, кондитерская продукция.

Таким образом, при оптимизации ассортимента в гипермаркете ООО «Лента» также необходимо соблюсти баланс, чтобы гипермаркет получил прибыль.

При формировании в ООО «Лента» ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворенности качеством предложенного товара покупатель ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью.

Процесс формирования ассортимента товаров в ООО «Лента» складывается из трех этапов.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, в магазине. Данная работа проводится на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль гипермаркета «Лента» в общей системе торгового обслуживания населения.

На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента гипермаркета «Лента» относят товары, состоящие из небольшого количества видов и сортов (мука, поваренная соль). Товары, имеющие в пределах одного вида (сорт, массовая доля) относятся товары сложного ассортимента (макаронные изделия, диабетическая продукция).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа «растительное масло» делится на подгруппы: масло оливковое, масло подсолнечное, масло подсолнечное с добавлением других масел. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. По видам товара понимают одинаковые товары с разнообразными потребительскими свойствами (масло подсолнечное рафинированное, дезодарированное, фильтрованное, вымороженное). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяются на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой ассортимент ¾ это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

Работниками гипермаркета «Лента» разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя и виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже.

Набор товаров, предлагаемых предприятием на рынке, называют ассортиментом. Товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации. Ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью.

Вся продукция ООО «Лента» разбита на группы. Эти группы продукции являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру. Широта товарного ассортимента представлена множеством ассортиментных групп товаров.

В торговом предприятии ООО «Лента» формированием товарного предложения занимаются менеджеры по закупкам на основе информации, поступающей от продавцов, а так же на основе обработки опросов покупателей.

При формировании товарного ассортимента отдел по закупкам ООО «Лента» учитывает следующие факторы: спрос, производство, ассортиментный профиль; состояние материально технической базы.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: