ГБОУВПО Первый Московский Государтсвенный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова.
Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии
Дисциплина: профилактика и коммунальная стоматология
Тема: Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду. Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.
Курс 3, семестр 1.
Струкрутра проведения семинарского занятия.
-15 мин – тестовый контроль исходного уровня знаний
-30 мин – устный опрос
-15 мин – перерыв
-30 мин – теоретический разбор темы занятия
-15 мин – подготовка к проведению практической части занятия
-15 мин - перерыв
-30 мин – практическая часть занятия
-15 мин – контроль полученных знаний и навыков во время занятия
Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.
В деятельности дошкольного образовательного учреждения должны широко использоваться технологии, позволяющие сберечь здоровье и сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка (1,3,8,9). Здоровье органов и тканей полости рта дошкольников – важная составная часть соматического здоровья в целом. Проблемы сохранения стоматологического здоровья можно решить путем группового обучения детей различного возраста наиболее оптимальным способам чистки зубов.
При этом очень важно найти психологический подход к детям соответственно их возрасту. Главное препятствие в реализации здоровьесберегающих технологий – отсутствие мотивации у детей «приумножать» данное им природой здоровье. У маленького ребенка пока нет потребности в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Поэтому так важно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, в том числе и стоматологическое. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.
Значимость правильного гигиенического воспитания детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте (2). Причем подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей.
Формирование мотивации у ребенка к проведению гигиенических мероприятий, правильному рациональному питанию с ограничением избытка рафинированных углеводов требует много внимания и терпения и проводится совместными усилиями детского стоматолога, педагога и родителей.
Кариес временных зубов относится к распространенной патологии у детей дошкольного возраста. По данным ряда авторов (4,5,7), распространенность кариеса временных зубов у дошкольников в возрасте двух лет составляет 24,9 – 39,3%, интенсивность кариеса (кпуз) составляет 0,89 – 1,10.
ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилактического процесса: первичную профилактику и вторичную.
Первичная профилактика — это система социальных, медицинских и гигиенических воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды (БМЭ, 1984).
Главной задачей первичной профилактики является повышение уровня здоровья населения с использованием всех возможных путей, методов и средств, чтобы ни один здоровый ребенок не перешел в группу больных, т. е. это профилактика в группе здоровых детей.
Основные задачи, которые должны решать стоматологи при разработке программ первичной профилактики кариеса зубов, могут быть сформулированы как:
1) создание условий для полноценного формирования и первичной минерализации твердых тканей зуба;
2) обеспечение физиологического течения процесса созревания твердых тканей зуба (вторичная минерализация), при необходимости — стимуляция этих процессов;
3) предотвращение или устранение формирования кариесоген-ной ситуации в полости рта.
Многообразие форм, методов первичной профилактики предусматривает разработку критериев оценки ее эффективности: на основании каких показателей мы можем судить о достоинстве или недостатке той или иной методики, программы профилактики?
Переход ребенка из группы здоровых детей в группу детей, имеющих стоматологическую патологию, свидетельствует о том, что не все возможные меры профилактики были учтены и своевременно назначены.
Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений заболевания.
Вторичная профилактика является частью программы реабилитации.
Реабилитация — это система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду, нашла свое отражение в резолюции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран в 1967 г. в Праге.
За прошедшие после этого совещания годы проведено много исследований по вопросам медицинской реабилитации. Реабилитация в педиатрии начинается с момента возникновения заболевания, травмы, дефекта развития и тесно связана с лечебными мероприятиями и на первых порах составляет их часть и заканчивается восстановлением здоровья ребенка [Лепарский Е. А. и др., 1980; Воздвиженский С. И. и др., 1980, и др.).
Таким образом, реабилитация включает в себя мероприятия по лечению и вторичной профилактике заболевания.
Следовательно, вторичная профилактика проводится у людей, уже страдающих каким-любо заболеванием. И если средства и методы первичной и вторичной профилактики могут быть одни и те же, то критерии оценки эффективности вторичной профилактики будут отличаться от таковых в первичной.