1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2-3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений - наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Примерный план проведения наблюдения и эксперимента
Эксперимент - это научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.
Алгоритм эксперимента.
1. Формулирование цели проведения эксперимента, наблюдения:
· сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу; выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
2. Планирование проведения эксперимента (наблюдения):
· выясни, какие условия, материалы необходимы для эксперимента;
· составь мысленно схему его проведения;
«выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
3. Проведение эксперимента (наблюдения):
· последовательно осуществи все этапы эксперимента;
· сделай необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты;
· проверь точность полученных результатов.
4. Обработка полученных результатов:
· сравни полученный результат с выдвинутой гипотезой; сформулируй вывод;
· объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями и законами.
Правила презентации научного исследования
(по Р.Клайэму и И.Лудину)
«Проверка» подготовленности компьютерной презентации
Убедитесь, что слайды вашей презентации:
· выдержаны в едином стиле;
· содержат трудно воспринимаемую информацию - формулы, вычисления, таблицы, рисунки, схемы и т.п.;
· содержат много пустого места и не являются однообразными;
· включают графики/диаграммы, дающие визуальную поддержку и
· вносящие ясность;
· напечатаны достаточно крупно, чтобы все их могли прочесть;
· имеют не больше девяти элементов на странице (правило 7 + 2);
· имеют списки с отступами, показывающие иерархию.
· При использовании слайдов:
· оставляйте слайд на виду, только пока он нужен;
· не читайте все, что представлено на слайде;
· используйте цвет, шрифт, чтобы подчеркнуть важные моменты.
Правила использования хэндаутов
Если вы раздаете хэндауты:
· не читайте все, что на них написано;
· обеспечьте их в достаточном количестве (каждому из присутствующих);
· сделайте их ясными, краткими и понятными;
· не допускайте противоречия содержания хэндаутов с текстом выступления;
· по возможности оставьте хэндауты слушающим.
Правила использования демонстрационных пособий
Пользуясь демонстрационными пособиями:
· проследите, чтобы все могли их видеть;
· держите их на виду, только пока они нужны;
· показывайте их по очереди;
· подготовьте их перед выступлением;
· говорите, повернувшись к слушателям, а не к пособию.
Борьба с вредными привычками
Избегайте следующих вредных привычек
· вставлять в речь «э-э», «м-м», «значит»;
· крутить в руках ручки и карандаши;
· держать руки в карманах;
· перебирать в карманах мелочь;
· держаться за кафедру или опираться на нее;
· ходить взад-вперед;
· постоянно приглаживать волосы;
· нервно кашлять;
· размахивать указкой.
Борьба со страхом
Бороться со страхом перед аудиторией можно следующим образом:
· направляйте нервное напряжение в движение;
· направляйте нервное напряжение в голосовые модуляции;
· хорошо выспитесь перед выступлением;
· узнайте как можно больше о своих слушателях;
· пообщайтесь со слушателями перед выступлением;
· воспринимайте свой страх как нечто естественное;
· наберите воздуха, прежде чем начать говорить;
· рассматривайте свою аудиторию как одного человека.
НОРМОКОНТРОЛЬ
выпускной квалификационной работы студента
Нормоконтроль осуществляется с целью установления соответствия ВКР действующим методическим указаниям по выполнению и оформлению ВКР.
Нормоконтроль проводится на этапе представления выпускником полностью законченной ВКР. Лист нормоконтроля прикладывается к ВКР.
Тема ВКР: ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Студент ________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
Специальность _______________________________________________ Группа__________
№ п/п | Объект унификации | Предмет унификации | Соответствует - да Не соответствует - нет |
Наименование темы работы | Соответствует утвержденной | ||
Размер шрифта | Cyr 14 кегль (отклонение допускается только при оформлении данных таблицы и печати под знаком *) | ||
Шрифт | Times New Roman | ||
Межстрочный интервал | 1,5 | ||
Абзац | 1,25 | ||
Поля (мм) | Левое, правое, верхнее, нижнее – 20 мм. | ||
Общий объем работы без приложений | 30-50 стр. машинописного текста | ||
Оформление содержания | Включает в себя заголовки всех структурных частей, глав, параграфов, заключение, глоссарий, список использованной литературы и источников, приложения с указанием страниц начала каждой части | ||
Объем введения | не более 2 - 3 стр. | ||
Структура основной части | 2 главы, соразмерные по объему | ||
Объем заключения | не более 2 - 3 стр. | ||
Оформление текста | Выравнивание по ширине страницы Автоматический перенос слов Подчеркивание, выделение, курсив отдельных слов и заголовков | ||
Нумерация страниц | Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется | ||
Последовательность приведения структурных частей | Задание на выполнение ВКР. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованной литературы и источников. Приложения | ||
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы Точка в конце наименования не ставится Напечатано заглавными буквами, без выделения жирным шрифтом Наименования параграфов в работе приводятся с прописной (заглавной буквы), выделено жирным шрифтом Имеются строчные пробелы между заголовками и текстом | ||
Оформление рисунков, таблиц | В соответствии с требованиями | ||
Наличие глоссария | 15-20 понятий | ||
Список использованной литературы и источников | Не менее 20 библиографических описаний документов и литературы Оформлен в соответствии с ГОСТом | ||
Приложения | Наличие обязательно Оформлены в соответствии с требованиями |
Выпускная квалификационная работа допускается к защите после устранения выявленных несоответствий.
Нормоконтролер:_______________________ ____________________________
подпись И.О. Фамилия
С результатами нормоконтроля ознакомлен:
Студент___________________________ _________________________________
подпись И.О. Фамилия