Задания на учебную практику
Задание 1. Наблюдение и анализ организации и проведения различных типов природоведческих занятий в разных возрастных группах ДОУ
Форма отчета: протоколы наблюдений
Протокол наблюдения организации и проведения различных типов природоведческих занятия в разновозрастных группах ДОУ
Возрастная группа_________________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей______________________
Тема_____________________________________________________________________
Программное содержание___________________________________________________
№ п/п | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Другое |
1. | Характеристика программного содержания: •Соответствие задач программе группы. •Соответствие уровню развития детей данной группы. •Объем программного содержания. •Конкретность формулировок программного содержания. | ||||
2. | Характеристика деятельности воспитателя: •Выделение методов и приемов, используемых для решения поставленных задач. •Соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы. •Правильность, точность применения этих приемов | ||||
3. | Характеристика деятельности детей: •Освоение детьми программного содержания по задачам. •Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию). •Учебные навыки детей. | ||||
4. | Характеристика условий проведения занятия: •Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий. •Соответствие требованиям материально-технических условий. •Соответствие требованиям функционально-педагогических условий. |
Задание 2. Наблюдение и анализ проведения природоведческих экскурсий в базовом ДОУ
Форма отчета: протоколы наблюдения
Анализ (самоанализ) экскурсии
Возрастная группа______________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей___________________
Тема экскурсии_________________________________________________________
Вид экскурсии__________________________________________________________
Цель __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Программное содержание:________________________________________________
______________________________________________________________________
№ п/п | Критерии анализа | Уровни оценок | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1. | Соответствие программного содержания экскурсии развитию и возрасту детей | ||||
2. | Познавательный эффект экскурсии (наличие элементов нового) | ||||
3. | Развитие мыслительной деятельности детей на экскурсии (обеспечение усилий и напряжение мыслительной деятельности ребенка, наличие поисковых ситуаций) | ||||
Развитие психических процессов у детей | |||||
-речь | |||||
-внимание | |||||
-память | |||||
-мышление | |||||
5. | Воспитательная ценность экскурсии | ||||
6. | Выполнение педагогических и гигиенических требований к организации всей экскурсии | ||||
-разрешение заведующей, методиста | |||||
-безопасность | |||||
-нагрузка | |||||
-одежда | |||||
-оборудование | |||||
7. | Использование наглядных пособий | ||||
-их качество; | |||||
-разнообразие; | |||||
-целесообразность применения. | |||||
8. | Продуманность построения занятия | ||||
-мотивация; | |||||
-части занятия, их взаимосвязь; | |||||
-рациональность смены видов деятельности на занятии; | |||||
-профилактика утомления (наличие физкультурной паузы). | |||||
9. | Разнообразие методов и приемов | ||||
-соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы | |||||
-приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива); | |||||
-приемы обеспечения эмоциональности экскурсии, поддержание интереса детей; | |||||
-приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей; | |||||
-приемы активизации самостоятельного мышления детей; | |||||
10. | Речь педагога | ||||
-грамотность; | |||||
-доступность; | |||||
-логичность; | |||||
-эмоциональность. | |||||
11. | Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития | ||||
12. | Качество выполнения заданий (работ) детьми | ||||
13. | Поведение детей на экскурсии | ||||
-дисциплинированность; | |||||
-организованность. | |||||
14. | Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание) | ||||
15. | Подведение итога занятия | ||||
16. | Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие) |
Примечание. В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.
Выводы по проведению экскурсии________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения и рекомендации____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Наблюдение и анализ проведения прогулок в разных возрастных группах базового ДОУ
Форма отчета: протоколы прогулки
Анализ (самоанализ) прогулки
Возрастная группа______________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей___________________
Цель:_________________________________________________________________
Оборудование__________________________________________________________
1. Соответствие времени прогулки режиму группы.
2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры (экологического содержания), индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.
3. Организация одевания и раздевания детей.
4. Уровень сформированности у детей навыков самообслуживания соответствующих данной возрастной группе.
5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.
6. Подвижные игры и их количество, соответствующее возрасту детей.
7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.
8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.
9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.
10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).
Примечание: проанализировать прогулку в нескольких возрастных группах, сделать сравнительные выводы, обобщения; дать рекомендации.
Задание 4. Изучение содержания предметно-развивающей среды группы экологического направления:
· содержание уголка природы, соответствие требованиям подбору объектов для данной возрастной группы;
· размещение объектов уголка природы с учётом их биологических потребностей и возможностей для наблюдения и ухода за ними
Форма отчета: протоколы.
Задания на производственную практику
Задание 1. Составить методические рекомендации по организации уголка природы в группах детского сада.
Задание 2. Составить картотеку природоведческих дидактических игр (предметных, настольно-печатных, словесных – указать цель, ход игры) для одной из возрастных групп (по выбору).
Задание 3. Составить конспект наблюдения за природным объектом (для одной из возрастных групп – по выбору).
Задание 4. Составить цикл наблюдений за цветущими комнатными растениями и животными, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Задание 5. Изготовить паспорта отдельных комнатных растений.
Задание 6. Составить план-конспект ИОС (игровой обучающей ситуации) на тему по выбору студента для старшего дошкольного возраста (определите название, программное содержание, сюжет, роли, атрибутику, ход игры).
Задание 7. Составить конспект итоговой беседы о природе (тема беседы и возрастная группа на выбор).
Задание 8. Составить конспект проведения труда в природе (в одной из возрастных групп).
Задание 9. Подготовить консультацию для родителей по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста.
Задание 10. Составить конспект занятия – определить его тип, программное содержание, наглядность, ход занятия (тема и возрастная группа на выбор).
Задание 11. Составить план мероприятий эколого-педагогической работы на весенний период.