Вопросы для рассмотрения
1. Понятие памяти. Физиологические механизмы памяти. Психологические теории памяти.
2. Виды памяти и их особенности.
3. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания.
4. Психологические механизмы внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов.
5. Виды внимания, их различие по модальности и произвольности.
6. Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость.
7. Приемы улучшения памяти и тренировки внимания. Нарушения памяти и внимания.
Основные понятия: память, амнезия, реминисценция, мнемотехника, забывание, запоминание, механическая память, смысловая память, непроизвольная память, произвольная память, представление, узнавание, эйдетизм, внимание, доминанта, виды внимания, свойства внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость, концентрация, колебание, колебание).
Практическое занятие № 7
Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности
(Личность. Способности)
Вопросы для рассмотрения
1. Общее представление о личности. Психологические теории личности.
2. Структура личности. Динамика личности. Органические предпосылки личности. Жизненный путь личности.
3. Проблема типологии личности.
4. Общая характеристика способностей. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня.
5. Уровни развития способностей.
6. Природа человеческих способностей.
Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, самоактуализация, направленность, потребности, мотивы, интересы, мировоззрение, уровень притязаний, самооценка, самосознание; экстраверсия, интроверсия, задатки, способности, талант, гениальность, одаренность, общие способности, специальные способности.
Практическое занятие № 8
Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности
(Темперамент)
Вопросы для рассмотрения
1. Темперамент и его основные компоненты. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические).
2. Типы темперамента.
3. Свойства нервной системы, типы ВНД и темперамент.
4. Учет темперамента в работе с персоналом.
Основные понятия: темперамент, тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента: сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакции, меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Практическое занятие № 9
Тема. Личность и ее индивидуально-психологическая характеристика
(Характер )
Вопросы для рассмотрения
1. Общее представление о характере, определение характера.
2. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характера.
3. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко.
4. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.
5. Формирование и развитие характера.
6. Учет особенностей характера в работе с персоналом.
Основные понятия: характер, структура черт характера, акцентуация, типы характера.
Практическое занятие № 10
Тема. Эмоционально-волевая сфера человека.
Вопросы для рассмотрения
1. Эмоции и чувства, их отличие. Функции эмоций.
2. Эмоциональные состояния
3. Виды высших чувств.
4. Регуляция и саморегуляция психических состояний в поведении и деятельности. Управление эмоциональным состоянием персонала.
5. Воля и волевые действия человека.
6. Физиологические механизмы волевого действия.
7. Волевые качества (первичные, вторичные и третичные)
Основные понятия: аффект, эмоция, чувство, стресс, тревога, настроение, страсть, агрессия, фрустрация; воля, борьба мотивов, волевое усилие, целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.
Методические рекомендации
1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
3. Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
4. Готовые презентации сдать преподавателю.
Практическое занятие № 11
Тема. Мотивация
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие мотива и мотивации. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков.
2. Психологические теории мотивации.
3. Мотивация и деятельность. Мотивация достижения успехов и неудач.
4. Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач.
Основные понятия: мотив, мотивация, диспозиция, потребности, интерес, каузальная атрибуция, самооценка
Методические рекомендации
1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
3. Выпустить газету по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
4. Готовые работы сдать преподавателю.