План практического занятия по экономике
Тема: Мировое хозяйство и основные формы международных экономических отношений.
Вопросы:
1. Формымеждународных экономических отношений в системе мирового хозяйства
2. Основные черты и закономерности развития мирового хозяйства.
3. Глобализация мировой экономики: сущность, направления и последствия.
4.Теории международной торговли. Международная торговая политика: типы и инструменты государственного регулирования.
5. Платежный баланс. Регулирование и финансирование дефицита платежного баланса.
Домашняя самостоятельная работа:
завершить конспектирование лекции на основе предоставленного электронного материала лекции с готовностью предоставить преподавателю на проверку;
- решить задания из Практикума:
- определения понятий – в рабочей тетради;
- тест – «пробник» - с ответами на отдельных листах с готовностью сдачи на проверку.
Ход занятия:
- проверка знания базовых понятий темы;
- обсуждение узловых вопросов;
- итоговое тестирование по вариантам.
Практикум (извлечение)
Каждому из приведенных положений найдите соответствующий термин или понятие
1.Экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.
2. Совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.
3. Специализация отдельных стран в производстве тех или иных товаров в целях их реализации в других странах.
4. Перемещение финансовых потоков из одной страны в другую.
5. Перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни.
6. Усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных стран, сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, создании надгосударственных органов управления.
7. Сумма объемов экспорта и импорта в стоимостном выражении.
8. Способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами.
9. Политика свободной торговли, когда государственные, прежде всего таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.
10. Политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, предполагающая максимальное освобождение от ограничений в виде таможенных пошлин и нетарифных барьеров.
11.Политика, направленная на защиту национальной экономики, отечественных производителей от иностранной конкуренции.
12. Процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, переплетению и сращиванию национальных хозяйств.
13. Количественный лимит на ввоз товара из других стран
14. Всякие барьеры (за исключением таможенных пошлин), ограничивающие международную торговлю: импортные квоты, специальные лицензии и т. д.
15. Инструмент торговой политики, с помощью которого правительство может стимулировать местных производителей — экспортёров продукции.
16. Вывоз товара за границу с целью ее продажи.
17. Способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами.
18. Продажа на иностранном рынке товаров по ценам ниже их себестоимости.
19. Покупка товара за границей для ввоза в страну.
20. Систематизированная запись итогов всех экономических сделок между данной страной и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
21. Разность объемов экспорта и импорта в стоимостном выражении.
22. Форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.
23. Исключительное право государственных органов на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности.
24. Раздел платежного баланса страны, в котором фиксируется приток и отток капитала.
25. Часть платежного баланса, где отражаются экспорт и импорт товаров.
Тесты
Если производительность труда по производству экспортируемого товара на предприятиях одной страны выше, чем в стране-импортере, то первая страна имеет
а) абсолютное преимущество;
б) положительное преимущество;
в) сравнительное преимущество;
г) отрицательный торговый баланс.
2. Политику протекционизма впервые использовали
а) физиократы; б) меркантилисты; в) классики политэкономии;
г) маржиналисты.
3. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:
а) Томас Мальтус;
б) Адам Смит;
в) Пол Самуэльсон;
г) Давид Риккардо.
4. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:
а) защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;
б) увеличения внутренней занятости;
в) предотвращения демпинга;
г) обеспечения обороны страны;
д) все предыдущие ответы верны.
5. Сумма экспорта и импорта товаров и услуг есть:
а) сальдо платежного баланса;
б) объем внешнеторгового оборота;
в) эффективность внешней торговли;
г) суммировать экспорт и импорт невозможно, т.к. они отличаются качеством товаров.