вателя вуза прежде всего обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием
необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, включает в себя
подготовку к учебным занятиям.
Научно-методическая деятельность преподавателя прежде
всего направлена на изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса;
разработку и внедрение инновационных методов и технологий обучения; разработку методов
контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения. Она предпола-
гает публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в
периодической и научной печати, в материалах научно-методических конференций.
Организационно-методическая деятельность преподавателя (в том числе экспертно-методическая)
требует от него наличия педагогического опыта и самоорганизации, развитой рефлексии. Она
предполагает участие в работе общественных методических органов, в системе управления
институтом (ректор, проректор, начальник отдела, декан, заместитель декана), в подготовке и
проведении методических мероприятий, экспертизе методического обеспечения и
методического сопровождения учебного процесса.
Ученые Н. В. Бордовская и Е. В. Титова выделяют различные нормативно оптимальные
структуры деятельности преподавателей вуза в зависимости от занимаемой ими должности [6]:
для ассистента и старшего преподавателя доминирующей деятельностью является учебно-ме-
тодическая; для доцента — научно-методическая; для профессора — научная деятельность; для
преподавателей, занимающих руководящие должности, — организационно-управленческая
деятельность.
I. Виды учено-методической деятельности: 1 — подготовка и проектирование материалов
лекций, заданий для практических и лабораторных работ; 2 — подготовка и проектирование
рабочих программ учебных дисциплин; 3 — подготовка и проектирование учебно-методических
комплексов по дисциплине; 4 — проектирование и написание учебных пособий; 5 — разработка и
проектирование наглядных пособий; 6 — проектирование и разработка различных форм типовых
учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов, включая социальные,
психологические и культурные; 7 — применение основных методов педагогической диагностики
знаний студентов по дисциплине.
II. Виды организационно-методической деятельности, в том числе экспертной: 8 — работа в
общественных методических органах (учебно-методических советах, методических комиссиях); 9
— самоанализ качества собственной методической деятельности; 10 — анализ методической
деятельности других преподавателей; 11 — экспертиза методического обеспечения дисциплины;
12 — экспертиза методического сопровождения образовательных программ.
III. Виды научно-методической деятельности: 13 — участие с докладами в научно-
методических конференциях и семинарах; 14 — прохождение повышения квалификации; 15 —
подготовка квалификационной работы в ходе повышения квалификации.
IV. Виды учебно-методической деятельности, связанные с внедрением инновационных
методов обучения: 16 — подготовка лекционных презентаций; 17 — составление комплектов
тестовых заданий; 18 — внесение корректив в процесс обучения с учетом результатов обучения;
19 — активизация самостоятельной работы студентов; 20 — внедрение в учебный процесс
инновационных образовательных технологий.
Виды учено-методической деятельности, связанные с инновациями и модернизацией учебного
процесса, вызывают значительные затруднения более чем у 65 % опрошенных преподавателей:
81 % респондентов отметили, что испытывают затруднения при внедрении инновационных
методов и технологий обучения.
Научно-методическая деятельность вызывает затруднения у 55 — 65 % преподавательского
_____состава, что свидетельствует о недостаточном уровне технологического и рефлексивного
компонентов в структуре методической компетентности.
От 40 до 55 % опрошенных отметили, что испытывают трудности в осуществлении
организационно-методической деятельности, при этом наименьшие затруднения связаны с
работой в общественных методических органах, а наибольшие — с выполнением экспертизы ме-
тодического обеспечения и сопровождения, что требует развития оценочного и ценностно-
мотивационного компонентов в структуре методической компетентности, способствующих
переосмыслению ценностных установок образования и проектированию его инновационного
содержания.