Развивающие и творческие задания.




Методические указания для студентов к занятию № 24

Учебная тема: Профилактика заболеваний пародонта.
Цель изучения темы: Изучить систему профилактических мероприятий, направленных как на предупреждение развития болезней пародонта, так и улучшения качества жизни пациентов с патологией пародонта.

Основные термины:

1. Профилактика и ее виды.

2. Стоматологическое просвещение.

3. Рациональное питание.

4. Индивидуальная гигиена полости рта.

5. Профессиональная гигиена полости рта.

План изучения темы.

Профилактика – это комплекс государственных, социальных, гигиенических и

медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

Задачи ВОЗ для стоматологического (пародонтологического) здоровья европейского населения к 2020 году:

- у 12 - летних детей среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,5;

- у 15 - летних детей среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0;

- у 18 - летних среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 4,0;

- у 35 – 44 - летних должно быть 20 и более естественных функционирующих зубов, среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть более 2,0;

- в возрасте старше 65 лет среднее количество секстантов с глубокими карманами не должно превышать 0,5.

На совещании экспертов ВОЗ (Москва, 1977) была принята классификация видов профилактики в зависимости от преследуемых целей:

- первичная профилактика – система мер, направленных на предотвращение заболеваний пародонта путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, бытовой и производственной среды;

- вторичная профилактика – система мероприятий, направленная на раннее выявление заболевания пародонта, предотвращение возникновения его рецидивов после лечения;

- третичная профилактика – комплекс лечебных процедур, предотвращающие возможные осложнения основного заболевания пародонта.

Первичная профилактика подразделяется на две составляющие:

- этиотропную - направленную на уменьшение интенсивности действия, либо на полное устранение влияния патологических причинных факторов;

- патогенетическую - направленную на устранение, вызванных причинным фактором воспалительных изменений в пародонте, а также предупреждение их последующего усугубления.

Методы первичной профилактики:

- стоматологическое просвещение – разъяснение факторов риска возникновения стоматологических заболеваний, роли гигиены полости рта и рационального питания, гигиенического воспитания, объяснение роли вредных привычек, разъяснение важности регулярного посещения стоматолога;

- рациональное питание - важнейший фактор профилактики заболеваний пародонта. В ежедневном рационе рекомендуется уменьшить количество сахаров и легкоусвояемых углеводов, способствующих образованию зубного налета, и сдвигу рН ротовой жидкости в кислую сторону. Употребление твердой пищи (сырых овощей и твердых фруктов) приводит к увеличению слюноотделения и самоочищению полости рта.

- гигиеническое воспитание населения (обучение уходу за полостью рта):

· индивидуальная гигиена полости рта - тщательное и регулярное удаление самим человеком зубного налета с поверхностей зубов и десны с помощью различных средств и способов гигиены, преследует цель регулярного и тщательного удаления остатков пищи и зубного налета со всех поверхностей зубов;

· профессиональная гигиена полости рта – комплекс мероприятий, проводимых стоматологом, в который входит тщательный опрос и оценка уровня индивидуальной гигиены полости рта, коррекция гигиены с последующим контролем гигиенических навыков, очищение секстантов путем удаления над- и поддесневых зубных отложений с последующим полированием поверхностей зубов;

- устранение врожденных нарушений архитектоники мягких тканей преддверия полости рта;

- ортодонтическое лечение - нормализация распределения механической нагрузки на зубы и одновременно устранение условий для активности микробных воздействий.

Основные методы вторичной профилактики:

- плановая санация полости рта с использованием комплексной терапевтической, хирургической и ортопедической (ортодонтической) терапии;

- полноценный гигиенический уход за полостью рта;

- исключение травматических факторов (санация зубных рядов, ортодонтическое лечение);

- применение реминерализирующих средств;

- рентгенологический контроль.

Третичная профилактикавключает весь комплекс терапевтических, хирургических, ортопедических и ортодонтических мероприятий, направленных на прекращение патологического процесса, предупреждение осложнений, восстановление функции жевательного аппарата.

В зависимости от степени охвата контингентов населения и существующих видов профилактических мероприятий, выделяют три уровня профилактики стоматологических заболеваний:

1. индивидуальный

2. коллективный

3. массовый

Массовые социально-профилактические мероприятия:

1) регуляция жизни и питания беременных женщин;

2) санация полости рта беременных женщин;

3) лечение заболеваний внутренних органов;

4) грудное вскармливание;

5) сбалансированное питание ребенка соответственно его возрасту;

6) борьба с инфекционными и другими детскими заболеваниями;

7) рациональный режим труда и отдыха детей;

8) плановая систематическая санация полости рта в организованных коллективах;

9) фторирование воды, соли, молока.

Врачебно-профилактические мероприятия:

1) санация полости рта;

2) удаление зубных отложений;

3) лечение ортодонтической патологии;

4) лечение воспалительных заболеваний полости рта;

5) местное применение противокариозных средств;

6) щадящие методы лечения стоматологических заболеваний.

Учебно – методический материал:

1. Методические указания по теме: «Профилактика болезней пародонта»

2. Цветной атлас «Пародонтология», Герберт Ф. Вольф, Эдит М. Ратейцхак, Клаус Ратейцхак, 2008, - с.

3. Компьютерные презентации «Общие принципы лечения больных с патологией пародонта», «Личная гигиена полости рта у больных с патологией пародонта»,

«Профессиональная гигиена рта у больных с патологией пародонта».

Развивающие и творческие задания.

Клинические демонстрации:

- осмотр и лечение повторного больного с патологией пародонта или с заболеваниями зубов.

- определение объема профилактических мероприятий у курируемого больного пародонтитом.

Самостоятельная работа студентов:

- прием пациентов;

- заполнение амбулаторной истории болезни и листов учета практических навыков.

Домашнее задание: составить план профилактических мероприятий для курируемого больного пародонтитом.

УИРС: дальнейшее оформление пародонтальной карты, вкладыша - плана комплексного обследования и вкладыша - плана комплексного лечения больного с патологией пародонта, подробно расписать комплекс профилактических мероприятий (больного, курируемого в объеме академической истории болезни).

Ситуационные задачи:

Задача №1 Больной А., 27 лет, жалобы отсутствуют, явился для профилактического осмотра полости рта. Зубы чистит регулярно (со слов пациента). При обследовании отёк и гиперемия десневых сосочков и десневого края у всех у всех зубов не выявлены. Десневые карманы отсутствуют. Отмечается скученное положение передних зубов нижней челюсти в следствии сужении нижнечелюстной дуги. На указанной группе зубов – в придесневой области умеренное количество мягкого налёта. Индекс гигиены по Фёдорову – Володкиной – 1,4.

Задание: оценить пародонтальный и гигиенический статус, перечислить рекомендации для данного пациента, выполнение которых предотвращает развитие воспаления в десне.

Задача №2.

Больная И., 50 лет. Жалуется на кровоточивость дёсен, подвижность зубов, неприятный запах изо рта, болезную припухлость десны слева.

При осмотре – отёк и гиперемия десневого края у всех зубов, пародонтальные карманы у всех зубов - глубиной от 3 до 5 мм, мягкие зубные отложения, подвижность всех зубов I -II степени. Дополнительно сделана панорамная рентгенограмма. Задание: оценить пародонтальный статус, описать панорамную рентгенограмму, поставить диагноз, подобрать пациенту полный комплект средств индивидуальной гигиены полости рта, необходимый в данной ситуации.

Библиографический список:

1.Лекции.

2. Грудянов, А.И. Заболевания пародонта [Текст]: учеб. пособие для вузов /А.И. Грудянов.-

М.: Мед. информ. агентство, 2009.- с. 287 – 321с.

3.Терапевтическая стоматология [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 3 ч./ под ред. Г.М.

Барера. – М. – ГЭОТАР – Медиа, 2008. – ч. 2. – Болезни пародонта.- с. 114-116.

Дополнительная литература.

1.Грудянов, А.И. Профилактика заболеваний пародонтах [Текст]: учеб. пособие

для вузов /А.И. Грудянов.- М.: Мед.информ. агенство, 2008г.- 79с.

2.Кузьмина, Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний [Текст]: учеб.

пособие для вузов / ТОГА-ПРИНТ, 2003г.- 283с.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: