Основными направлениями изучения игры как совместной деятельности стали следующие:
продолжительность игры со сверстниками;
способность согласовывать свои действия с действиями партнёра по игре;
проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во время игры;
устойчивость игровых объединений;
отношения между детьми в игре;
наличие конфликтов в игре;
выполнение правил во время игры:
контакты со сверстниками в процессе игры;
речевая активность во время совместной игры;
средства, используемые для взаимодействия с партнёром по игре.
Каждый критерий оценивается по 5 бальной системе (в зависимости от
степени выраженности данного признака).
1-20 баллов - очень низкий уровень. 21 -40 баллов - низкий уровень 41-60 баллов - средний уровень 61-80 баллов - высокий уровень 81-100 баллов - очень высокий уровень
1. Продолжительность игры со сверстниками:
1. до 5 минут;
2. 5-10 минут;
3. 10-15 минут;
4. 15-20 минут;
5. более 20 минут.
2. Интенсивность игрового поведения:
1- очень низкая - ребёнок играет неинтенсивно, мало активен;
2- низкая - ребёнок играет малоинтенсивно, поглощённость игрой
непродолжительная, увлечения не проявляет, играет почти без эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет стремления к контактам с другими играющими;
3- средняя - ребёнок играет малоинтенсивно, поглощённость игрой
непродолжительная, иногда проявляет увлечение игрой, игра без
эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет
стремлений к контактам с другими играющими;
4- высокая - ребёнок играет интенсивно, с увлечением, игра
эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность,
стремление к контактам с другими играющими;
5- очень высокая - ребёнок играет очень интенсивно, с увлечением, игра
эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность,
стремление к контактам с другими играющими.
3. Контакты со сверстниками в процессе игры:
1- ребёнок играет в одиночку, не замечает других детей;
2- ребёнок играет в одиночку, но иногда наблюдает за детьми, играющими рядом;
3- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику,
играющему рядом;
4- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может
взаимодействовать в паре;
5- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может
взаимодействовать с группой численностью в 2-3 человека.
4.Контакты со взрослыми в процессе игры:
1- ребёнок играет в одиночку, не замечает взрослых, не реагирует на их обращения;
2- ребёнок играет в одиночку, но иногда наблюдает за взрослым, играющим рядом, реагирует на обращения;
3- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается ко взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
4- ребёнок стремится к совместной игре со взрослым, активно
реагирует на его предложения;
5- ребёнок с удовольствием играет со взрослым, инициирует
совместную игру.
5. Предпочтительность контактов в игре:
1- ребёнок играет в одиночку, не замечает взрослых и детей,
находящихся рядом, не реагирует на их обращения;
2- ребёнок играет в одиночку, но иногда обращается ко взрослому с
просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
3- ребёнок стремится к совместной игре со взрослым, активно
реагирует на его предложения, часто выступает с инициативой
поиграть;
4- ребёнок стремится к игре с другими детьми, откликается на
предложение сверстника поиграть, может взаимодействовать в паре;
5- ребёнок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с небольшой группой, часто выступает с инициативой поиграть.
6. Средства, используемые для взаимодействия с партнёром по
игре:
1- предметные действия;
2- мимика и пантомимика;
3- отдельные слова (вопросы, обращения);
4- развёрнутые высказывания реального содержания;
5- ролевая речь.
7. Способность согласовывать свои действия с действиями
партнёра по игре:
1- ребёнок не согласовывает собственные действия с действиями
партнёра по игре, играет автономно;
2- ребёнок нередко делает попытки отследить действия партнёра и
построить собственные в соответствии с ними;
3- иногда в ходе игры ребёнок обращается с вопросами по поводу
действий партнёра, чтобы построить собственные;
4- часто в ходе игры ребёнок обращается с вопросами по поводу
действий партнёра, чтобы построить собственные;
5- иногда до начала игры ребёнок обсуждает с партнёром
предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с
вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить
собственные.
8. Проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во
время игры:
1- ребёнок гибкости не проявляет;
2- ребёнок иногда проявляет гибкость, внося какие-то
несущественные изменения в своё поведение во время игры под
воздействием сверстников;
3- ребёнок часто проявляет гибкость, внося существенные изменения
в своё поведение во время игры под воздействием сверстников;
4- ребенок очень часто проявляет гибкость, внося существенные
изменения в своё поведение во время игры с учётом возникающих
ситуаций;
5- ребёнок гибко меняет своё поведение во время игры, ориентируясь
на поведение и действия партнёров.
9. Устойчивость игровых объединений:
1- ребёнок играет только один;
2- ребёнок иногда играет в паре, постоянно меняя партнёров;
3- ребёнок часто играет в паре, предпочитая постоянного партнёра;
4- ребёнок иногда играет в небольшой группе с непостоянным
составом участников;
5- ребёнок играет в небольшой группе с относительно постоянным
составом участников.
10. Отношения между детьми в игре:
1- взаимоотношения не возникают, дети играют рядом;
2- дети играют рядом, но начинают вступать в
реальные взаимоотношения;
3- существуют только реальные отношения между детьми в игре;
4- преобладают реальные отношения между детьми, но иногда
возникают и ролевые;
5- преобладают ролевые отношения между участниками игры.
11. Наличие конфликтов в совместной игре:
1- ребёнок постоянно конфликтует со сверстниками по любому
поводу (обладание игрушками, распределение ролей, соблюдение
правил и др.)
2- ребёнок часто конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;
3- ребёнок иногда конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;
4- ребёнок очень редко конфликтует по поводу обладание игрушками,
распределение ролей, соблюдение правил и др.;
5- ребёнок играет со сверстниками практически без конфликтов.
12. Способы поведения во время конфликтных ситуаций:
1- ребёнок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю
настойчивость, не уступает, часто агрессивен, даёт бурные
эмоциональные реакции (кричит, плачет, топает ногами и т.п.);
2- ребёнок иногда провоцирует конфликты, проявляет излишнюю
настойчивость, иногда уступает, агрессии не проявляет,
эмоциональные вспышки редкие;
3- ребёнок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость,
хотя часто уступает, агрессии не проявляет, эмоциональные вспышки
очень редкие;
4- ребёнок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации чаще
всего уступает, эмоционально уравновешен;
5- ребёнок конфликтных ситуаций избегает, проявляет стремление успокоить конфликтующих.
13. Особенности ролевого диалога:
1- нет ролевого диалога;
2- наличие кратких высказываний по отношению к кукле или
играющему рядом (сверстнику или взрослому), но не связанных с
ролью;
3- наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле
или в ответ на обращения партнёра (сверстника или взрослого),
связанных с ролью;
4- достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью
отдельных реплик;
5- продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и
фраз, обращенных к реальному партнёру.
14. Предпочтения в выборе роли:
1- предпочтений нет, ребёнок выполняет любые предложенные роли;
2- ребёнок предпочитает второстепенные роли и только их
выполняет;
3- ребёнок предпочитает второстепенные роли, но соглашается и на
первостепенные;
4- ребёнок предпочитает первостепенные роли;
5- ребёнок имеет любимые роли, но готов выполнять различные,
ожидая их выполнения;
15. Участие ребёнка в распределении ролей под руководством взрослого:
1- ребёнок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен
к нему;
2- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает и не высказывает
отношения к полученной роли;
3- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает; высказывает своё согласие
или несогласие относительно полученной роли;
4- ребёнок иногда активно включается в процесс распределения
ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;
5- ребёнок принимает активное участие в процессе распределения
ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание
сыграть ту или иную роль.
16. Участие ребёнка в распределении ролей без участия взрослого:
1- ребёнок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен
к нему;
2- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает и не высказывает
отношения к полученной роли;
3- ребёнок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей,
но активного участия в нём не принимает; высказывает своё согласие
или несогласие относительно полученной роли;
4- ребёнок иногда активно включается в процесс распределения
ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;
5- ребёнок принимает активное участие в процессе распределения
ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание
сыграть ту или иную роль.
17. Выполнение правил во время игры со сверстниками:
1- ребёнок правил не выполняет, не понимая их;
2- ребёнок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу
игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;
3- ребёнок старается следовать правилам игры, но по ходу ее
нередко их забывает, сразу реагирует на замечания сверстников;
4- ребёнок часто следует правилам игры, сразу реагирует на
замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает
внимание сверстников на несоблюдение ими правил игры;
5- ребёнок чётко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и
партнёры им следовали.
18. Выполнение правил во время игры со сверстниками при участии взрослого:
1- ребёнок правил не выполняет, не понимая их;
2- ребёнок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу
игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;
3- ребёнок старается следовать правилам игры, но по ходу ее
нередко их забывает, сразу реагирует на замечания взрослого по
поводу их несоблюдения, практически не обращая внимания на
замечания сверстников;
4- ребёнок часто следует правилам игры, сразу реагирует на
замечания сверстников или взрослого по поводу их несоблюдения,
нередко обращает внимание взрослого или сверстников на
несоблюдение ими правил игры;
5- ребёнок чётко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и
партнёры им следовали.
19. Речевая активность во время совместной игры:
1- в процессе игры со взрослыми или сверстниками ребёнок играет
молча;
2- в процессе игры со взрослыми или сверстниками ребёнок иногда
делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера
по поводу выполняемых действий;
3- в процессе игры ребёнок обращается ко взрослому или сверстнику
с вопросами по поводу выполняемых действий;
4- в процессе игры ребёнок обращается ко взрослому или сверстнику
с разъяснениями по поводу выполняемых действий;
5- перед игрой или в ходе игры ребёнок рассказывает о
предполагаемых действиях.
20. Предпочитаемые виды игр:
1- нет предпочитаемого вида игр, ребёнок одинаково безразлично
относится ко всем играм;
2- ребёнок предпочитает двигательные игры;
3- ребёнок предпочитает предметные игры;
4- ребёнок предпочитает игры с дидактическими игрушками;
5- ребёнок предпочитает сюжетные игры.