Попытку преодолеть нереалистичность допущения моделей Курно и Бертрана в 1934 году предпринял немецкий экономист Генрих фон Штакельберг, который предположил, что дуополисты ведут себя на рынке асимметрично. Поэтому он выделил среди двух фирм на рынке фирму – лидера и фирму – последователя. Фирма - последователь ведёт себя на рынке строго по модели Курно. Следовательно, она игнорирует реакцию своего конкурента при принятии решения о собственном объёме поставок на рынке.
Исходя из этого, лидеру хорошо известно, что её единственный конкурент является «наивным» дуополистом Курно. По модели Штакельберга лидер постарается установить объём реализации своей продукции с учётом влияния, которое лидер окажет на уровень производства своего конкурента (последователя) [17].
Возвращаясь к нашему первому примеру, допусти что лидером является фирма 1. Теперь фирма 1 знает, что фирма 2 в своих расчётах будет считать уровень продаж фирмы 1 заданным. Следовательно, лидеру известна функция реакции фирмы 2, которая по модели Курно определяется уравнением:
q2 = r2(q1) = − , (11)
Для большей вероятности (и сопоставимости моделей Курно и Штакельберга) обозначим фирму-лидера символом L, фирму-последователя – p. Тогда функция реакции фирмы-последователя будет выглядеть следующим образом:
, (12)
Таким образом, фирма 1 представляет уровень рыночных поставок фирмы 2 и будет зависеть от собственного объёма продаж, и сможет определить уравнение своей кривой спроса, подставив функцию реакции фирмы-соперника в уравнение отраслевого спроса:
(13)
На основе полученной функции полученной функции спроса фирма 1 может определить функцию своего предельного дохода:
MC =AC = C; M , (14)
Поскольку предельные издержки и средние издержки равны C объём производства с максимальной прибылью фирмы 1, при условии MP = C, составит:
M = C; , (15)
Кривая спроса фирмы 1 ( и соответствующая ей кривая предельного дохода (M показаны на рис. 4 а.
При таком объёме продаж рыночная цена продукции в модели дуополии Штакельберга будет выглядеть следующим образом:
, (16)
При этом, величина рыночных поставок лидера в дуополии Штакельберга совпадает с объёмом выпуска чистой монополии:
= , (17)
Заметим, что цены на этих рынках отличаются друг от друга. Для определения большей из них вычтем из цены на дуопольном рынке ( цену чистой монополии (
, (18)
Таким образом, приходим к выводу, что .
Объём рыночных поставок фирмы – последователя в модели Штакельберга в 2 раза меньше, чем объём выпуска фирмы-лидера (и чистой монополии):
= = = = = , (19)
Для того чтобы определить как принимают решения фирма-лидер и фирма-последователь в модели Штакельберга, рассмотрим графическое изображение функций реакции двух фирм по Курно (рисунок 4 б). Оптимальным объёмом продаж для фирмы 1 (лидера) будет , при этом фирма 2 (последователь) будет реагировать на выбор фирмы 1 в соответствии с положением в точке B на своей функции реакции. Таким образом, когда фирма 1 продаёт , фирма 2 в соответствии со своей функцией ответит реализацией единиц продукции [10].
Рисунок 4а– Установление равновесия в модели Штакельберга
Рисунок 4б - Установление равновесия в модели Штакельберга
Разница между поведением фирмы 1 в моделях Курно и Штакельберга бесспорно. Если бы фирма 1 реагировала по Курно, то она считала бы, что фирма 2 остановится на уровне . Тогда оптимальным вариантом поведения для неё было бы обращение к собственной функции реакции и решение продавать количество продукции, соответствующее точке C.
Фирма 1 (лидер) понимает, что если она сократит продажи до этой величины, то это повлечёт известную ей реакцию фирмы 2 и дальнейшее
движение конъюнктуры вплоть до точки А, точки пересечения двух функций реакции. Поэтому оптимальным решением для фирмы 1 будет оставаться на уровне .
Если сопоставить хозяйственные результаты дуополистов Штакельберга, то, естественно, положение лидера предпочтительнее, чем последователя. Поскольку издержки и цены у фирм одинаковы, то прибыль фирмы-лидера, так же как и объём продаж в 2 раза больше прибыли фирмы – последователя.
Сравнивая общий объём продаж двух фирм, можно отметить, что в модели Штакельберга он выше, чем в модели Курно:
> = , (20)
Напротив, рыночная цена здесь несколько ниже, чем в модели Курно:
, (21)
Как мы уже определили выше, рыночная цена при чистой монополии больше, чем в модели Штакельберга, а объём продаж у монополиста гораздо меньше:
< , (22)
Таким образом, в модель Штакельберга цена выше, а выпуск меньше, чем при совершенной конкуренции:
, (23)
Отсюда следует, что дуополия по модели Штакельберга представлена более реалистичной, чем в моделях Курно и Бертрана, поскольку Штакельберг моделирует принятие стратегических решений для одной фирмы – лидера. Аналогичным образом может вести себя не только одна фирма
Использовать функцию реакции соперника в собственных стратегических интересах может не только фирма 1; фирма 2 со временем
будет действовать аналогично. А если обе фирмы попытаются одновременно стать лидерами, то каждая из фирм будет игнорировать собственную реакцию и продавать объём продукции. В данном случае сложившиеся цена и отраслевой объём продаж будут такими же, как и в модели Бертрана.
У фирм появится интерес вступления в сговор. Разберём еще одну модель олигополии - модель Суизи [9].