Конспект воспитательного мероприятия.
Тема: «Вместе против коррупции!»
Цель:
- Провести беседу со студентами о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения
Задачи мероприятия:
1.Формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;
2. Развитие умения рассуждать и критически мыслить;
3.Воспитание правового сознания, повышение правовой культуры, выработка активной гражданской позиции студентов.
Форма проведения:
- воспитательная беседа с активным привлечением студентов.
Подготовительная работа:
- плакаты «Вместе против коррупции!»
- подготовка презентации по заданной теме
- поиск видеоматериалов по заданной теме
Оформление:
1) Высказывания:
- «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» Аристотель.
- «Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды» Люк де Вовенарг.
- «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» А.П.Чехов.
2) Плакаты;
3) Оборудование:
- презентация;
- видеоматериал;
- задания для работы групп.
План проведения воспитательного мероприятия:
I. Вступительное слово;
II. Информация к размышлению;
1. Определение понятия «коррупция»;
2. Дискуссия «Чем вызвана коррупция?»;
III. Способы борьбы с коррупцией;
IV. Демонстрация видео;
V. Подведение итогов. Рефлексия;
VI. Заключительное слово.
Ход воспитательного мероприятия.
I. Вступительное слово Коптлеуовой Л.Б..
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Наше мероприятие посвящено теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.
Сегодня мы проанализируем ответы наших респондентов, рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины, выясним, каким может быть ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и Казахстане.
(Информация параллельно демонстрируется в презентации с помощью ТСО)
II. Информация к размышлению.
1. Определение мероприятия «коррупция»
Ответы студентов:
- Я понимаю коррупцию как злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.
- Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взятночничестве, хищении.
- Коррупция это чума нашего поколения. Из покон веков люди борются с ней, но никак не могут ликвидировать.
Магистрант Нурсейтов М..: Спасибо за ответы. В современном понятии коррупция также означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.
К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Коррупцию можно увидеть в произведениях русских классиков, например, в произведениях Н.В. Гоголя. Вспомните, как в произведении "Ревизор" писатель выступает с обличением всей бюрократической системы. Он выдвигает на первый план целый коллектив — чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обывателей. Взятка в произведении является одной из центральных элементов общей картины. Думаю, что проблема, о которой рассуждает Гоголь в произведении, до сих пор актуальна.
Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.
Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.
(Информация параллельно демонстрируется в презентации с помощью ТСО)
Магистрант Азизханов П..: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.
Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность решить свои проблемы путем дачи взятки высказали 61,3% опрошенных. Около 30% граждан принципиально не дают взяток.
(Информация параллельно демонстрируется в презентации с помощью ТСО)
2. Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?
Задание: на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов.
Студенты назвали следующие причины:
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
Магистрант Мендигалиева А.Б. дополняет ответы студентов:
1. Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.
2. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.
3. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.
Азизханов П. сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:
В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:
- Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.
Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.
- Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
- Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.
- Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.
В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.
Задание для студентов: Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.
1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжелобольного ребёнка, Амина подарила врачу букет из цветов своего сада.
2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.
3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.
4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
5. Арман вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
III. Интерактивная беседа.
1. Нурсейтов М.: «Последствия коррупции».
- Экономические (материальные) и психологические (нематериальные) последствиях коррупции.
Материальные последствия: разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общего сервиса; неэффективное использование способностей, людей; рост социального неравенства; усиление организованной преступности.
Нематериальные последствия: ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали; размывание ценностей; ощущение бесправия и несправедливости.)
2. Азизханов П.: «Назовите способы борьбы с коррупцией» (вопрос студентам)
1) - Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях.
2) - В первую очередь нужно воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем. Если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы.
3) - В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда-то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс.
4) - Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. Однако, вокруг нас много людей, получают маленькую зарплату!
5) - На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.
6) - Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения. Надо формировать этику граждан.
3) Магистрант Мендигалиева А.Б: «Что приводит к коррупции?» (вопрос студентам)
- большой разрыв в доходах населения;
- резкое падение заработной платы;
- ослабление государственного контроля;
- неопределенность норм рыночного поведения,
- пробелы в законодательстве.
IV. Демонстрация видео о влиянии коррупции на профессионализм врача.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов.
- Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся)
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?
VI. Заключительное слово магистрантов.
Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. Мы считаем, чтобы изменить мир, нужно начать с себя. В связи с этим предлагаем начать с себя и пресекать любые проявления коррупции. Только вместе, воспитывая в себе нравственную чистоту мы можем достичь поставленной цели. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?