Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний государственный долг.
Государственный бюджет – это главный финансовый план страны, отражающий источник доходов и расходов денежный средств, находящихся в распоряжении Правительства (Министерства финансов Республики Беларусь). Государственный бюджет принимается законодательно сроком на 1 год.
Основной источник доходов государства – налоги. В каждой стране сложилась своя налоговая система. Так, в США источниками поступлений в федеральный бюджет являются: личный подоходный налог (46%), налог с фонда заработной платы (35%), налог на прибыль корпораций (10%), акцизные сборы (4%), таможенные пошлины (2%), налоги на недвижимость и налоги на дарения (1%), другие виды налогов (2%).
В Беларусь в республиканский бюджет поступают средства от следующих видов налогов: налог на добавленную стоимость (23%), акцизы (16,3%), налог на прибыль (доходы) предприятий, объединений и организаций (14,4%), налог на недвижимость (3,4%), налог на топливо (6,2%), плата за землю (0,6%), налог на экспорт (5,8%), другие налоги и поступления (10,4%).
Основные направления государственных расходов. В США можно выделить три важнейших направления использования средств федерального бюджета: защита доходов (40%), которая предусматривает выплаты по безработице, помощь престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и др., национальная оборона (28%), выплата процентов по государственному долгу (14%). Кроме этого, предусматриваются расходы на образование и здравоохранение (7%), сельское хозяйство, природные ресурсы, окружающую среду (4%), торговлю, жилье, транспорт (3%), другие расходы (4%).
. Виды дефицита:
1. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
2. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего условиям полной занятости.
3. Циклический дефицит – разница между фактическим и структурным дефицитом.
Причиной бюджетного дефицита является экономическая деятельность государства, выражающаяся в целенаправленном превышении расходов правительства над его доходами.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
1. сокращение государственных расходов;
2. увеличение налоговых поступлений;
3. денежная эмиссия (монетизация);
4. государственные займы (в форме государственных краткосрочных облигаций). Однако возникает проблема: инвестиционные процессы могут «затухать», так как правительство, стремясь разместить государственные краткосрочные облигации, увеличивает спрос на деньги, что, в свою очередь, повышает процентную ставку. При высокой ставке процента инвестиции будут сокращаться.
Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Модель IS-LM.
Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынко товаров и денег в результате использования фискальных или денежно- кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой, как было показано в гл. 7, подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
Для изменения количества денег в экономике у ЦБ есть три возможности:
а) изменять учетную процентную ставку (дисконт);
б) манипулировать нормой резервирования;
в) проводить операции на открытом рынке ценных бумаг (государственных облигаций).
Основные выводы
1-Товарные рынки и рынок денег находятся в процессе постоянного взаимодействия. Изменения на одном рынке со временем отражаются на функционировании другого, и так непрерывно, за исключением случая ликвидной ловушки. Процесс взаимодействия указанных рынков иллюстрирует модель IS-LM, в которой товарные рынки и денежный рынок предстают как сектора единой макроэкономической системы.
2. Товарные рынки — собирательное понятие, под которым подразумевается не только рынок потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных ресурсов. Денежный рынок — рынок, на котором происходит краткосрочное кредитование и заимствование денег, соединяющее воедино финансовые институты (коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды), фирмы и государство.
3. Кривая IS отражает соотношение процентной ставки и уровня национально- го дохода, при которых обеспечивается равновесие на товарных рынках. Условием такого равновесия является равенство объемов совокупного спроса и совокупного предложения. Кривая LM отражает зависимость между процентной ставкой и уровнем дохода, возникающую на рынке денежных средств. При данном уровне дохода равновесие денежного рынка будет достигаться при пересечении кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.
4. Модель IS-LM позволяет оценить совокупное влияние на экономику фискальной и денежно-кредитной политики. Мероприятия в области фискальной политики направлены на рынок товаров, в то время как объектом регулирования денежно-кредитной политики является денежный рынок.