Тема 15. Литературные беседы в русской школе XIX – начала ХХ века.




Вариант тезисного изложения:

Методика литературных бесед: авторские методические подходы и официальные документы. Модели литературных бесед в гимназиях 40–50‑х гг. XIX века. «Правила о беседах» Н.И. Пирогова (1858 г.). Основные приёмы литературной беседы: оппонирование, доклады, дискуссия. Организация литературных рефератов в рамках бесед. Академический характер школьных литературных бесед. Содержательная динамика литературных бесед в 80‑е годы XIX века: от общегуманитарных тем – к углублённому изучению программных произведений. Методика Ц.П. Балталона, А.Е. Грузинского. Программа внеклассного чтения В.А. Истомина. Логическая доминанта литературных бесед в методике Г.К. Дорофеева. Принципы организации литературных бесед и рефератов В.В. Голубкова, Ф.П. Сушицкого.

1. изучите сводную таблицу, в которой представлены основные подходы к организации литературных бесед (Приложение 11). Какие методические рекомендации приближают литературные беседы к академическим формам высшей школы?

2. напишите реферат «Литературные беседы в Первой Петербургской гимназии в 40 — 50‑е годы. Методика М.Н. Мусина‑Пушкина»;

3. напишите реферат «Практика литературных бесед в Нежинской гимназии». Используйте «Правила бесед» Н.И. Пирогова, представленные в Приложении 12.

4. изучите Устав гимназий 1871 года (См. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.Т.5, 1877). Как изменились сформулированные в нём цели литературных бесед посравнением с целеполаганием бесед в 40—50‑е годы?

5. составьте тезисные планы статьи В.А. Истомина «К вопросу о практических занятиях (литературных беседах) по русскому языку» (1882 г.), работы А.Е. Грузинского «Литературные чтения и беседы в нашей средней школе» (1897 г.), статьи Ц.П. Балталона «О литературных беседах» (1884 г.). Сформулируйте основы авторских методик литературных бесед;

6. сопоставьте позиции методистов начала ХХ века относительно методики бесед (см.: работы А.Д. Алфёрова, В.В. Голубкова, Ф.П. Сушицкого). В чём вы видите общность и различия подходов?

7. смоделируйте сценарий методической мастерской по организации литературной беседы с выбранной вами тематикой, базируясь на методике Н.И. Пирогова;

8. сопоставьте организацию литературных бесед по методике М.Н. Мусина-Пушкина и Н.И. Пирогова. Насколько связано содержание бесед обоих типов с номинированием их как бесед «литературных». Какие академические приёмы, принятые в высшей школе, применялись в практике бесед?

Библиографический список к темам 5-15:

1. Алёшинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). Спб.: Издание О. Богдановой. 1912. 346 с.

2. Алфёров А.Д. Родной язык в средней школе: (Опыт методики. М.: Сотр. шк., 1911. 556 с.

3. БалталонЦ.П. Недостатки действующей программы словесности в курсе реальн. училищ и желательные изменения. М., 1896. 26 с.

4. Барсов А.В. Очерки из истории русской литературы: Два параллельных курса. Тифлис, 1911. 257 с.

5. БалталонЦ.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. М.: Тип. Волчанинова, 1891. 68 с.

6. Барсов А.В. Организация письменных работ в среднеучебных заведениях (Ученические сочинения) / Филол. записки Вып. III. 1915. С. 414-448.

7. БоргманА.И. Какие изменения желательны в современной постановке преподавания русского языка и словесности в реальных училищах / Приложение к циркулярам по Московскому учебному округу за 1896 г. М., 1896. 72 с.

8. БрайловскийС.Н. Старое и новое в методике сочинений по русскому языку в ср. учеб.зав. / Пед. сборник. 1915. №1. Петроград. С. 1 46.

9. Буслаев Ф.И. Лекции истории русской литературы заслуж. профессора Ф.И. Буслаева (История литературы как наука и ее значение), М.: Имп. Моск. ун-т (рукопись).1879. 224 с.

10. Барсов А.В. Задача преподавания литературы выбор материала, метод и приёмы преподавания / Филол. записки. Вып. IV-V. 1916. С. 538-589.

11. Барсов А.В. Очерки из истории русской литературы: Два параллельных курса. Тифлис, 1911. 257 с.

12. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. Спб.: Лига плюс, 2001. 352 с.

13. Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. 1823 ст.

14. Буслаев Ф.И. История общей литературы / Лекции, читанные в 1865/1866 учебном году в Моск. императорском университете (рукопись). 152 с.

15. Буслаев Ф.И. Лекции истории русской литературы заслуж. профессора Ф.И. Буслаева (История литературы как наука и ее значение), М.: Имп. Моск. ун-т (рукопись).1879. 224 с.

16. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания / Русские методисты-словесники в воспоминаниях. Сост. В.С. Баевский. М., «Просвещение», 1969. С. 18-29.

17. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз. 1941. 248 с.

18. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Москва: Бр. Салаевы, 1867. 472 с.

19. Буслаев Ф.И. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях / Изд. журнала «Пантеон литературы». Спб., 1890. 64 с.

20. Буслаев Ф.И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою, с приложением образцов грамматического разбора: Для сред. учеб. заведений / Сост. Ф. Буслаев. Москва: Братья Салаевы, 1869. 286 с.

21. Верещагин Ю. Как понимать преподавание словесности в средней общеобразовательной школе / Пед. сборник 1901, №3. С. 261-269.

22. Вессель Н. Учебный курс гимназий. Санкт-Петербург. В типографии С. Степанинова. 1866. 39 с.

23. Виноградов П.Г. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. Октябрь, 1901. С. 537-573.

24. Виноградов Ф.А. Общество классической филологии и педагогики в 1908 году / Журнал Министерства народного просвещения (раздел «Современная летопись») 1909. Сентябрь. Часть XXIII. С. 9-16.

25. Владимиров П.В. Введение в историю русской словесности. Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира В.И. Завадского. 1896. 278 с.

26. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. Спб.: тип. Ф. Сущинского, 1868. 407 с.

27. ВодовозоваЕ.Н. Василий Иванович Водовозов / Русские методисты-словесники в воспоминаниях. Сост. В.С. Баевский. М., «Просвещение», 1969. С. 90-96.

28. Вознесенский А.Н. Несколько мыслей о преподавании русской литературы в средней школе по поводу книги А.Ю. Купалова «Литературные конспекты» / Филологические записки Вып. V-VI. 1915. С. 776-784.

29. Галахов А.Д. История русской словесности, древн. и новой. Т.1. Спб. 1863. 596 с.

30. Галахов А.Д. Полная русская хрестоматия, или образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей Ч. 1-2. М. 1843. 412 с.

31. Гетманская Е.В. Взаимосвязи гимназического и университетского литературного образования в России XIX – начала ХХ века. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 232 с.

32. Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII‑XIX веков. М.: Экон‑Информ, 2011. 213 с.

33. Голубков В.В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. Вып. I. Изд. Акад. пед. наук РСФСР. М.-Л. 1946. 176 с.

34. Грановский Т. Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой системы / Наша учебная реформа. М., 1890. 315 с.

35. Грузинский А.Е. Литературные беседы в Пироговское время / Вестник воспитания, 1900, №5. С. 108-127.

36. Грузинский А.Е. Литературные чтения и беседы в нашей средней школе / Образование, 1897, №2. С. 45-60.

37. Гуссов В. К вопросу о выработке новых программ по русскому языку для реформируемой средней школы. / Родной язык в школе № 4-5. 1915-1916. С. 190-193.

38. Для истории вологодской дирекции училищ / Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 год. Вологда: Губ.правл., 1860. С. 65-104.

39. Дорофеев Г.К. О литературных беседах в средних учебных заведениях. Тифлис: тип. К.П. Козловского, 1901. 53с.

40. Золотарёв С.А. О преподавании родного языка и литературы: С приложение примерного плана для совместного преподавания истории и лит. Москва: тип.т-ваИ.Д. Сытина, 1909. 82 с.

41. Иванов Н.И. О русской словесности, как учебном предмете в гимназиях: (Докл. в засед. педагогического отд. литературного общества при Юрьев.ун-те) Юрьев. 1901. 22 с.

42. Ивановский В. Движение к распространению университетского образования в России / Вестник воспитания 1900. №4. Апрель. С. 41-77.

43. Известия о деятельности и состоянии наших учебных заведений: университеты, гимназии и низшие училища (Отдел «Совр. летопись») / Журнал Министерства народного просвыещения. Октябрь. 1873. С. 111-160.

44. Императорский Казанский университет. Обозрение преподаваний в первом полугодии 1855-1866 учебного года. Казань. Типогр. Имп. Университета, 1885. 30 с.

45. Истомин В.А. К вопросу о практических занятиях (литературных беседах) по русскому языку / Русский филол. вестник, 1882. №3. С. 115-173.

46. Истомин В.А. Пособие для литературных бесед и письменных работ. Вопросы для изучения произв. Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, гр. Л. Толстого, Островского, Шекспира. Составил Ц. Балталон. М., 1891 / Русский филологический вестник. Т.XXVII 1892. С. 1-14.

47. КаптеревП.Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. Петроград: Книжный склад «Земля». 1914. 212 с.

48. Ларионов С.С. Из практики литературных бесед / Родной язык в школе №4-5, 1916. С. 203-207.

49. Ларионов С.С. Из практики литературных бесед / Родной язык в школе №6, 1916. С. 271-274.

50. Ларионов С.С. Сборник тем для сочинений в старших классах средней школы и на окончательных испытаниях. Тифлис. 1915. 199 с.

51. Лебедев А.М. О преподавании литературы в средней школе / Родной язык в школе 1914-1915, №1. С. 24-28.

52. Материалы по реформе средней школе. Примерные программы и объяснительные записки. Петроград, 1915, 547 с.

53. Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях С.-Петербургского учебного округа / Сборник распор.по Мин. нар. просвещения: В 16 тт. (1850-1867) Т. 3., Спб., 1867. ст.88-96.

54. НезелёновА.И. О преподавании русской словесности: Санкт-Петербург: Траншель, 1880. 79 с.

55. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб.: 1885. 110 с.

56. Острогорский В.П. Владимир Яковлевич Стоюнин / Русские методисты-словесники в воспоминаниях. Сост. В.С. Баевский. М., «Просвещение», 1969. С. 97-108.

57. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. 16-е изд. М.: Изд-во т-ваИ.Д. Сытина, 1914. 175 с.

58. Острогорский В.П. Из истории моего учительства: Как я сделался учителем. 2-е изд. Спб.: Н.В. Ельманов, 1914. 178 с.

59. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. 2-е изд.; Спб. 1885. 263 с.

60. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества (Пособие при изучении теории словесности в высш. и средн. учеб.завед.) / Ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1911. С. 426-430.

61. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занят.с детьми и для чтения народу. Спб. 1885. 263 с.

62. Первый Всероссийский Съезд преподавателей русского языка средней школы в Москве (27 декабря — 4 января 1917 г.). М., 1917. 62 с.

63. Примерная программа русского языка с церковнославянским и словесности / Журнал Мин. нар.просвещения. 1890. №12. С. 80-107.

64. Правила о зачёте полугодий студентам императорских российских университетов. Спб. 1885. 16 с. / Центральный исторический архив Москвы. Ф. 418. Оп. 476. Д. 297. Л. 74-83.

65. Правила, требования и программы испытаний в комиссии историко-филологической, утвержденные г. министром народного просвещения. Спб.: 1890. 64 с.

66. Распределение предметных часов в Петербургском университете, Казанском и Ун-те Св. Владимира в 1885 1886 уч.г. / Центральный исторический архив Москвы. Ф. 418. Опись 24. Д. 296. Л.3 - 18.

67. ПыпинА.Н. История русской литературы. Т. III. Судьбы народной поэзии. Эпоха преобразований Петра Великого. Установление новой литературы. Ломоносов. Спб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. 535 с.

68. ПыпинА.Н. История русской литературы. Т. IV. Времена императрицы Екатерины II. XIX век. Пушкин и Гоголь. Утверждение национального значения литературы. Спб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. 647 с.

69. ПыпинА.Н. История русской литературы. Том II. Древняя письменность. Времена Московского царства. Канун преобразований. Спб.: Типография Стасюлевича, 1898. 566 с.

70. ПыпинА.Н. История русской литературы. Том I. Древняя письменность. С.-Петербург. Типография Стасюлевича, 1898. 484 с.

71. ПыпинА.Н. Преподавание словесности в гимназиях / Журнал Мин. нар.просвещения, Спб., 1862. ч. CXIV, июнь, Отд. I, С. 168-185.

72. СаводникВ.Ф. Очерки по истории русской литературы XIX-го века: (Сост. применительно к новым прогр. сред.учеб. заведений М-ва нар. просв.). 2-е изд. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1906. 508 с.

73. СаводникВ.Ф. Краткий курс истории русской словесности: С древнейших времен до конца XVIII века. М.: Типо-лит. т-ваИ.Н. Кушнерев, 1913. 474 с.

74. СиповскийВ.В. История литературы как наука. Собрание общедоступных очерков, статей и лекций русских учёных. Спб.-М., 1906. 60 с.

75. СиповскийВ.В. История русской словесности. Спб. 1912-1915. 651 с.

76. СиповскийВ.В. Сокращённый курс истории русской словесности: В 3 ч. Спб.: Я. Башмаков и К°, 1912-1915. 315 с.

77. Смирновский П.В. Учебник русской словесности для учеников V кл. гимназии. С прил. хрест. Применительно к новой примерной программе. Спб., Печаткин, 1874. 100 с.

78. Семёнов А.К. Планы и сочинения. Курс VII класса гимназий (Вторая четверть XIX столетия). Выпуск II. Одесса, 1912. 192 с.

79. Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. Спб.: типография Императ. академии наук, 1871. 23 с.

80. СтоюнинВ.Я. О преподавании русской литературы. Спб., 1864. 392 с.

81. СтоюнинВ.Я. Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы: (До новейш. периода). 2-е изд. М.: Т. Рис, 1871. 255 с.

82. СтоюнинВ.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. 8-е изд. Спб., 1910. 191 с.

83. СушицкийФ.П. Литературные беседы, рефераты и сочинения в средней школе (Опыт методики). Киев. Тип. С.В. Кульженко, 1916. 207 с.

84. Устав гимназий 1871 г. / Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: В 15 тт. Т. 5. Царствование Александра II. (1871-1873). Спб. 1877.

85. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Спб., Тип. Императорской Академии наук. 1890. 180 с.

86. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. Спб.: Типография императорской академии наук. 1889. 145 с.

87. Учебные правила и программы историко-филологического факультета Императорского университета Св. Владимира // Сост. Н.М. Бубнов. Киев: Типография Имп. Университета. 1911. 132 с.

88. Учебные планы историко-филологического факультета Императорского Московского Университета за 1907 г. / Центральный исторический архив Москвы. Ф. 363. Оп. 1. Д. 90. Л. 7-21.

89. Учебные планы словесного отделения историко-филологического факультета Высш. женск. курсов в Харькове на 1910-1911 ак. г. /

90. Филонов А.Г. Русская христоматия с примечаниями: Для высших кл. сред.учеб. заведений в 4 тт. Т. 1. Эпическая поэзия. Т. 2. Лирическая поэзия. Т. 3. Драматическая поэзия. Т. 4. Проза. М., 1863-1867.

91. Филонов А.Г. Современное преподавание словесности. Спб., в тип. Сущинского, 1870. 164 с.

92. Филонов А.Г. Учебник по словесности для средних учебных заведений. Спб., в тип. И. Глазунова, 1878. 285 с.

93. Филонов А.Г. Русская христоматия с примечаниями: Для высших кл. сред.учеб. заведений в 4 тт. Спб., 1870.

94. ШумиловскийЛ.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений [Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения]. Ч. I. Спб., 1910. 176 с.

95. ШумиловскийЛ.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений [Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения]. Ч. II. Спб., 1910. 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: