Кроссворд "Необыкновенные приключения".
Если записать имена главных героев перечисленных книг, то в выделенных клеточках можно прочесть название страны, которую открыли Леля и Оська.
М | у | р | а | в | ь | и | Ш | к | и | |||||||
В | р | у | н | г | е | л | я | |||||||||
С | А | м | о | д | е | л | к | и | н | а | ||||||
Б | л | ю | М | к | в | и | с | т | а | |||||||
Б | и | Б | и | г | о | н | а | |||||||||
Э | л | е | к | т | Р | о | н | и | к | а | ||||||
З | а | п | л | А | т | к | и | н | а | |||||||
М | ю | Н | х | г | а | у | з | е | н | а | ||||||
Б | у | р | а | т | И | н | о | |||||||||
л | Я | г | у | ш | о | н | о | к |
1. В. Бианки. Приключения... (Муравъишки).
2. А. Некрасов. Приключения капитана... (Врунгеля).
3. Ю. Дружков. Приключения Карандаша и... (Самоделкина).
4. А Линдгрен. Приключения Калле... (Бпюмквиста).
5. К. Чуковский. Приключения... (Бибигона).
6. Е. Велтистов. Новые приключения... (Электроника).
7. В. Медведев. Приключения гусенка... (Заплаткина).
8. Э. Распе. Приключения барона... (Мюнхгаузена).
9. А. Толстой. Приключения... (Буратино).
10. Братья Гримм. Король-... (лягушонок).
Ключевое слово: Швамбрания.
Кроссворд "Таинственные страны"
Если записать недостающие в названиях литературных произведений слова, то в выделенных клеточках можно прочитать название страны, в которой жила прекрасная Мельхиора.
С | у | о | м | и | ||||||||||||
З | а | й | ч | И | к | о | в | |||||||||
Л | о | д | ы | р | а | Н | т | и | и | |||||||
Ч | у | д | Е | с | ||||||||||||
Г | р | ё | з | |||||||||||||
Г | е | О | м | е | т | р | и | и | ||||||||
м | у | д | Р | е | ц | о | в | |||||||||
К | а | н | И | к | у | л | ||||||||||
В | о | о | б | р | а | з | и | л | и | Я |
1. А. Барто. Я была в стране... (Суоми).
2. В. Нестайко. В Стране Солнечных... (Зайчиков).
3. О. Романченко. Витя в стране... (Лодырантии).
4. Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране... (Чудес).
5. И. Сухин. Страна... (Грез).
6. А. Житомирский, А. Шеврин. Путешествие по стране... (Геометрии).
7. А. Кирносов. Страна... (мудрецов).
8. А. Алексин. В Стране Вечных... (Каникул).
9. Б. Заходер. Моя... (Вообразилия). Ключевое слово: Синегория.
Кроссворд "Страна Кассилия"
Записав имена героев произведений Льва Кассиля, в выделенных клеточках прочитаем, какой юбилей со дня рождения писателя отмечается в 2005 году.
С | и | м | а | |||||||
А | н | Т | о | н | ||||||
О | с | ь | к | а | ||||||
Д | э | Л | и | к | ||||||
Д | м | и | т | р | и | Е | в | |||
П | а | с | Т | у | ш | о | к | |||
Д | у | б | и | н | И | н | ||||
К | Е | й | с |
1. Она сыграла роль партизанки Усти, героини Отечественной войны 1812 года. (Сима.)
2. Имя чудо-вратаря. (Антон.)
3. Имя "великого путаника" из повести "Кондуит и Швамбрания". (Оська.)
4. Имя, которым ребята стали называть наследного принца страны Джунгахоры, когда подружились с ним. (Дэлик.)
5. Фамилия юного художника, которому посвящена повесть "Ранний восход". (Дмитриев.)
6. Он ценою своей жизни спас разведчика в истории "Рассказ об отсутствующем". (Пастушок.)
7. Фамилия пионера-героя, погибшего при освобождении Керчи, о котором написана повесть "Улица младшего сына". (Дубинин.)
8. Швамбранский Арделяр... (Кейс) Ключевое слово-, столетие.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Лев Кассиль. Глава «Пропавшая королева» из повести «Кондуит и Швамбрания»
Цели: развитие умения подробного пересказа текста; закрепление умения словесного рисования; развитие умения составления характеристики героев, фантазии, творческого воображения; воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и целей урока
4. Чтение и анализ главы «Пропавшая королева» из повести «Кондуит и Швамбрания»
Чтение текста учителем
Анализ текста
• Расскажите, что произошло в доме у мальчиков.
• Что за «неотвратимая гроза» надвигалась на ребят и почему?
• Как мальчики восприняли наказание? Найдите в тексте.
• Какой вам представилась «аптечка»? Опишите её словами.
• Как ребята вели себя в «аптечке»? Расскажите.
• О чём думали мальчики, сидя в углу?
• Какая «ослепительная идея» пришла в голову Льву? Прочитайте.
• Какие черты характера присущи мальчикам?
• Отличается ли старший брат от младшего? Чем?
• Справедлив ли был отец по отношению к мальчикам?
• Как вы считаете, эта глава из повести поучительная или развлекательная?
Пересказ главы
Ученики «по цепочке» включаются в последовательный пересказ первой главы повести.
Творческая работа
Придумать продолжение первой главы: как закончилась для ребят история с наказанием и как они жили в придуманной стране Швамбрании.
5. Выразительное чтение учителем второй главы из повести «Первая швамбранка». Выявление первичного восприятия текста
¾ Понравилась глава? Чем? Сочувствовали ли вы Леле? Когда? Почему?
Перечитывание главы вслух учащимися.
¾ Какие рисунки можно сделать к главе? Словесно их опишите.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: прочитать главу, подготовиться к выразительному чтению диалогов.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Л. Кассиль. Глава «Первая швамбранка»
Цели: развитие умения выразительного диалогического чтения; закрепление умения составления характеристики героя; развитие умения самостоятельно задавать вопросы к тексту; формирование интереса к творчеству писателя.
Организационный момент
2. Распределения ролей для выразительного чтения главы
В чтении участвуют три человека: Леля, Тая, кадет. Двух чтецов в процессе чтения второй части главы можно поменять.
Для того чтобы не было особых заминок в чтении, необходимо дать возможность чтецам (да и всему классу) просмотреть текст и определить слова каждого из героев. Особенно это необходимо сделать в предложениях с прямой речью, где совмещаются слова героев.
3. Продолжение составления характеристики героя — в данном случае Лели — через анализ текста:
• Каким вам представляется Леля при первом знакомстве с Таей?
• Почему Лев решил принять девочку в игру? Как он это объяснил брату? Найдите в тексте.
• Как к этому предложению отнеслась Тая?
• Как повёл себя Леля, когда увидел Таю с кадетом?
• Переживал ли Лев, когда девочка предала его? Как он выразил свою обиду? Найдите в тексте.
Игра «Вопрос-ответ»
Учитель предлагает ученикам задать свой вопрос к тексту (можно использовать обе главы). Ученик, задавший вопрос, выбирает одноклассника, который должен будет ответить на этот вопрос.
Работа с текстом
Учащиеся ещё раз возвращаются к тексту, находят и читают вслух самые смешные эпизоды и фразы.
6. Чтение учителем новой главы из книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
Учитель показывает книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», главы из которой даются в учебнике, и читает ещё одну главу, чтобы вызвать у учащихся интерес к чтению данной книги и к творчеству писателя. При этом после чтения главы можно вернуться к статье о Льве Кассиле в учебнике, где указаны и другие книги писателя, адресованные детям.
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: по выбору — либо прочитать новую главу из книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», либо познакомиться с другой книгой автора и начать её читать.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ