1. Работа со стихотворением Е. Трутневой «Когда это бывает?»: слушание, беседа после слушания, моделирование.
- Что вам понравилось? Что не понравилось? (Дети высказывают свои мнения о произведении.)
- Я вам прочитала стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?». Давайте сделаем обложку (первую страницу) книги.
Кто написал это стихотворение? Это фамилия автора, мы заменим ее красной рамочкой. Нарисуйте «заместитель».
- О чём было стихотворение? (О природе.) Как оно называется? Замените заголовок синей рамочкой.
- Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это стихотворение.) Нарисуем треугольник вместо слова «стихотворение».
- О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом закрасите треугольник? (Зелёным цветом, так как это книга о природе.)
- От чего зависит смена времён года? Отгадайте загадки.
Что весь мир обогревает и усталости не знает?
Улыбается в оконце, и зовут его все... (солнце).
- За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?
Зимой у солнца дел немало -
Укрыть всю землю одеялом,
Убрать под лёд озёра, реки...
- Какие заботы у солнца летом? («Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает...»)
- Чем отличается работа солнца весной и осенью? (Весной: тает снежок, раскрылись почки, деревья одеваются в зелёные листочки. Осенью: листья сыплются дождём, деревья раздеваются, птицы улетают, дождик моросит.)
- Какие изменения в природе отметила Е. Трутнева в своём стихотворении?
2. Повторное слушание. Упражнение в чтении.
3. Работа по группам (изготовление книжки-самоделки).
- Выберите строки, которые хотите выучить наизусть и проиллюстрировать.
Защита творческих работ.
IV. Обобщение.
- Какое новое произведение вошло в круг вашего чтения? Кто его автор?
- Покажите модель обложки и расскажите по ней о новом произведении.
V. Итог урока.
1. Выставка лучших работ. Выразительное чтение стихотворения.
- Как вы считаете, какое время года главное?
2. Инсценировка.
Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?
Саня. Лето! Летом созревает вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
Коля. Осень - главное время года! Осенью всё с огорода убирают.
Марина. Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зимой. И Новый год зимой. Зима - главное время года.
Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он всё знает.
Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?
Ведущий. Подумал комбайнер и говорит...
Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится - урожай даёт людям. Зимой земля отдыхает, спит. А весной зёрна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна - жизни начало.
Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили...
Все (хором). Весна и есть самое главное время года.
(По Ю. Щербакову.)
- Вы согласны, ребята? Определить самое главное время года трудно, а вот назвать любимое - легко.
- Какое время года вы считаете любимым?
Для самостоятельной работы: найти книги со стихами о своём любимом времени года; выучить отрывок и нарисовать к нему иллюстрацию.
Урок 30
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. МАЗНИН «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ» (учебник), Н. НЕКРАСОВ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (хрестоматия). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
Ю. КОВАЛЬ «БАБОЧКА»
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, воспитания бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свое и чужое отношение к природе, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих;
метапредметные: регулятивные - принимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения; коммуникативные - воспринимают тексты с учетом поставленной учебной задачи, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
- Доброе утро! Выглянуло солнышко. Оно посылает вам свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку! (Развести руки через стороны вверх, подняться на носочки.) Вы растёте, становитесь умнее, добрее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе. Пожелайте всем добра, любви.
II. Работа с новым разделом.
- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Прочитайте его название. (О наших друзьях — животных.) Откройте содержание и прочитайте, какие произведения изучаются в этом разделе. Какие авторы вам уже знакомы? С каким произведением познакомимся сегодня?
III. Объявление темы урока.
- На уроке вас ждёт встреча с героями произведений И. Мазнина, Ю. Коваля и Н. Некрасова. Вы можете определить, кто герои их произведений? (Животные.) Почему вы так решили? (Изучаются в разделе «О наших друзьях - животных».)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с произведением И. Мазнина «Давайте дружить».
Учитель выразительно читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить», учащиеся следят по тексту.
- Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
Чтение по строфам.
- Дружбы не может быть без очень важного элемента.
Работало группам.
- Соберите из разрозненных слов фразу. (Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!)
- К чему призывает автор этого стихотворения? С кем дружит солнце? Почему автор говорит, что «солнце дружит со всеми»? Почему автор призывает всех своих читателей к тому, что-
бы нас «любили и зверь, и птица»? Почему автор называет людей верными друзьями зверей и птиц? К чему призывает автор в последней строфе своего стихотворения? Какое чувство испытывает автор к своей планете? Какие строки доказывают это?
Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению И. Мазнина. Какими строками произведения можно «подписать» данную иллюстрацию? А какую иллюстрацию можно было бы нарисовать к последней строфе стихотворения?
Чтение стихотворения учащимися: про себя; парами вслух; по строчкам; коллективное чтение вместе с учителем.
Выполнение задания 2вучебнике.
Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради (коллективная проверка).
- Отгадайте загадку:
Вот загадка непростая, Разгадай секрет! Тело нитью обмотает, И появится на свет Чудо разноцветное, Волшебство заветное. (Бабочка.)
- Как вам удалось отгадать такую непростую загадку?
- Посмотрите, какие бывают бабочки. (Учитель демонстрирует слайды, картинки, видеоролик, фотографии.) Понравились вам бабочки? Какая именно? Кому захотелось поймать бабочку для своей коллекции?
- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку - это значит убить её!.. Что же делать? Как сохранить красоту? (Рисовать, фотографировать.)
2. Работа над п р о и з в е д е н и е м Ю. Коваля «Бабочка».
Самостоятельное чтение рассказа Ю. Коваля «Бабочка».
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали? Ответьте на вопросы 1, 2 в учебнике.
Хорошо читающие дети готовят информацию о редких бабочках.
Махаон - у этой бабочки остроконечные жёлтые крылья с чёрными полосками и голубыми и оранжевыми пятнышками. А на концах задних крыльев - «шпоры».
Аполлон - большая, белая, полупрозрачная бабочка, вся пронизанная светом солнца. На её крыльях - чёрные и красные кружки и точки. Аполлон летает только в солнечную погоду; летает очень медленно, не спеша, как будто специально хочет показать всем свою красоту.
Адмирал - на чёрных крыльях - красные полоски-«лам- пасы», как на брюках адмирала. Весной эти бабочки, как птицы, летят с юга на север.
Самостоятельная работа по рабочей тетради.
Вот ещё одна загадка: Словно яркие цветы Необычной красоты, На лугу она порхает И цветочки опыляет. (Бабочка.)
- С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим согласны? С чем вы могли бы её сравнить?
- Прочитайте загадку в учебнике на с. 48. Выполните задания к ней.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)
3. Работа со стихотворением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, беседа, повторное слушание второй части, словарная работа.
- Ребята, познакомьтесь, это Маша и Витя. Они очень разные. Маша верит в сказки, а Витя не верит в них. Каждый из них по-своему прав, да только на словах, а на деле...
Раздаётся сигнал SOS из радиоприёмника.
- Маша удивилась, а Витя ей объяснил, что SOS - это международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то стряслась беда и кто-то молит о спасении.
Сигнал бедствия поступил из деревни Малые Вежи, в которой живёт одинокий, добрый человек. Он любит природу и большую часть своей жизни проводит в лесу, на охоте. Деревня эта особенная. Она расположена в низине и каждую весну её затопляет. Жители не ходят по улице, а плавают на лодках. Домики стоят на высоких столбах.
Маша и Витя, мальчики и девочки, слушайте внимательно. Я начинаю читать.
Учитель читает первую часть отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
- Какой сигнал бедствия поступил из леса? Кто на него откликнулся? Прочитайте название произведения. Кто его автор?
Рассказ о писателе.
- Детство и юность Н. А. Некрасова прошли на Волге: он родился в селе Грешнево Ярославской губернии, свои первые стихи написал, когда ему исполнилось семь лет. Мальчиком будущий поэт дружил с деревенскими ребятами, катался с горок, играл в снежки, любил бродить по лесу:
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей.
Эту любовь к крестьянской жизни Н. А. Некрасов сохранил на всю жизнь и отразил ее в своей поэзии. В ней живет все богатство русского языка, его напевность и выразительность. Многие стихи Н. А. Некрасова стали народными песнями, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Немало стихов поэта посвящено детям - это, например, «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Обычно в хрестоматии входит и всеми любимое «Однажды в студеную зимнюю пору...». Поэзию Н. А. Некрасова называют гражданской, в ней выражена боль за страдания народа, преклонение перед его талантами, уверенность в счастливом будущем. Он писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Учитель читает стихотворение до конца.
- Понравилось вам стихотворение? Что больше всего тронуло? Рассмотрите иллюстрации к данному стихотворению. Расскажите, что на них изображено. Что такое половодье? Как вы понимаете это слово? (Предположения детей.)
- Витя знает определение. Послушайте.
Половодье - это весенний разлив реки.
- Некрасову очень нравилось бывать у дедушки Мазая в деревне, отдохнуть, поохотиться.
5. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
- За что дед Мазай осуждал односельчан? (Они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят и топят зайцев.) Почему дед Мазай спасал зайцев? (Не ради забавы, ему было жалко их.)
- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев?
Запись слов и выражений на доске: «их жалко до слёз...», «бедные зверьки», «команда косая», «зайчики», «зайчишко», «горемыка», «зверишки».
6. Моделирование обложки, итоговая беседа.
- Маша и Витя хотят научиться моделировать обложку книги. Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник.
Дети работают на листочках: рисуют «заместитель».
- Как вы думаете, это стихотворение о Мазае, о природе или о зайцах? О ком это стихотворение?
Вывод: стихотворение о зайцах. Закрасим «заместитель» коричневым цветом.
- Назовите автора этого стихотворения о животных. «Напечатайте» вверху листа. Прочитайте заголовок стихотворения Николая Некрасова.
Фамилия автора |
Заголовок |
Стихи о животных (жанр и тема) |
7. Работа с готовой моделью.
- Покажите фамилию автора. Прочитайте. Что вы прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок. (Дети указывают на заголовок и «читают»: «Дедушка Мазай и зайцы».)
- Что вы узнали о жизни животных весной? (Во время половодья многие животные гибнут, поэтому нуждаются в помощи человека.) Какое отношение к животным пробуждает автор? (Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.)
- Как вы думаете, это реальный случай из жизни или сказочное описание? Почему вы так решили?
Учитель зачитывает начало стихотворения.
- Как относится поэт к главному герою?
Для самостоятельной р а б о т ы: нарисовать иллюстрацию, выучить наизусть последнюю строфу стихотворения И. Мазнина.
V. Итог урока.
- С творчеством каких писателей и поэтов вы сегодня познакомились? Какое произведение произвело на вас наибольшее
впечатление? Как вы оцениваете свою работу? Какое задание было для вас самым интересным?
Слайд:... Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
- Прочитайте самостоятельно. Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри себя говорит поэт? (Жадность, злость, предательство, лень, зависть и т. д.) К чему призывает автор этого стихотворения? (Беречь и любить природу.) Прочитайте стихотворение выразительно.