Семинар №4 Психология детей при дефицитарном типе развития




Основы специальной педагогики и психологии

Семинар № 1 Этиология детских аномалий развития.

Вопросы для обсуждения.

1. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

2. Хромосомные и наследственные заболевания как причина явно выраженных аномалии развития. Профилактика наследственных болезней.

3. Депривационные феномены, как причины и следствия нарушения развития. Виды депривации: эмоциональной, интеллектуальной, сенсорной, социальной. Диагностика психической депривации.

4. Причины и формы проявления социальной, школьной дезадаптации. Профилактика и коррекция их.

5. Культурно-историческая теория психического развития Л.С.Выготского.

6. Л.С. Выготский о социальном характере компенсации физического и умственного дефекта.

Тезаурус: психическое здоровье, дефект,дезорганизованность, личностная незрелость,несформированность, микросоциальная запущенность, дезадаптация, депривация, синдром госпитализма.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы механизмы генетических влияний?

2. Как проявляются хромосомные мутации?

3. В чем состоит сущность депривационных явлений?

4. Как проявляются разные виды деприваций?

5. Каковы основные направления профилактики депривационных явлений?

Семинар № 2 Психическое развитие детей при интеллектуальной недостаточности.

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Психология умственно отсталых детей - олигофренов, и их классификация. Г.Е. Сухаревой, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева и Всемирной организации здравоохранения).

2. Особенности развития личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы при олигофрении.

3. Поврежденное развитие. Деменция и ее формы (резедуально-органическая, прогрессирующая).

4. Психология детей с задержкой в психическом развитии. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской и В.В.Ковалеву. Гармонический и органический инфантилизм.

5. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицам с интеллектуальной недостаточностью.

6. Педагогически запущенные дети.

Тезаурус: общее недоразвитие, слабоумие приобретенное, врожденное слабоумие, олигофрения, дебильность, имбецильность, идиотия, деменция, поврежденное развитие, тотальность, иерархичность, истощаемость, задержанное развитие, инфантилизм, парциональность, мозаичность, педагогически запущенные дети.

Вопросы для самопроверки

1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?

2. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?

3. Как соотнести понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?

4. Какие наследственные факторы являются причиной патогенного воздействия?

5. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

6. Каковы предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка?

7. Каковы основные закономерности познавательного развития при умственной отсталости?

8. Каковы отличительные характеристики при деменции и умственной отсталости?

9. Каковы составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению?

10.Перечислите общие и специфические для разных форм ЗПР факторы запаздывания в формировании признаков школьной зрелости.

11.Чем отличается уровень когнитивного развития школьников при ЗПР и умственной отсталости?

Семинар № 3 Психическое развитие детей при асинхронии.

Вопросы для обсуждения.

1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Причины и механизмы возникновения РДА.. Классификация состояний по степени тяжести. Синдромы аутизма (Каннера. Аспергера, Ретта).

2. Особенности развития моторики, речи, особенности интеллекта, поведения в игровой, учебной деятельности и в общении. Проблема организации обучения и воспитания.

3. Причины дисгармонического развития. Акцентуация характера. Основные виды акцентуации.

4. Психологическая структура психопатий. Классификация психопатий.

5. Патогенез неврозов у детей и подростков. Факторы влияющие на развитие неврозов (конституциональный, нервно-соматическая ослабленность, неблагоприятная жизненная ситуация, психическая травма и внутренний конфликт и т.д)

6. Виды, причины (невропатия, невростения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз)

7. Диагностика и психолого-педагогическая коррекция дисгармонического развития.

Тезаурус: искаженное развитие, экстримальное одиночество, оторванность, игнорирование, стереотипность, отвержение, атавизм, гиперстезия, аффективная блокада, параутизм, аутоагрессия, акцентуация, психопатия, невроз, истерия, невропатия, психическая травма, патологические черты, краевая (приобретенная), ядерная (конституциональная, дистресс, психопатия.

Методические указания

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций.

Особо необходимо отметить, как симптом аутизма встречается при многих психических расстройствах, в некоторых случаях проявляясь очень рано, занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

Обратите внимание, как рассматривают ранний детский аутизм Л.Каннер, Г.Аспергер и большинство отечественных исследователей РДА

В настоящее время сложилось представление о двух типах аутизма: классический аутизм Каннера и варианты аутизма, в которые входят аутистические состояния разного генеза, что можно увидеть в различных видах классификаций.

Показательной моделью дисгармонического развития психического развития являются акцентуация, психопатии и патологическое развитие личности.

Особо уделите внимание, на различные типы дисгармонического развития личности, и степени отклонения личности от нормального развития, связаны с патологическими типами характера.

Этиология психопатий обширна, объясните связь с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза.

В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогенеза встречаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрастах чрезвычайно велик. Особое внимание уделите причинам происхождению неврозов. Объясните происхождение неврозов с точки зрения отечественных и зарубежных психологов.

Наиболее распространенной классификацией неврозов является деление их на невропатию, неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, психастения.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?

2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3. Дайте сравнительное описание различных вариантов: синдрома Л.Каннерв, Г. Аспергера, Ретта.

4. В чем состоит своеобразие познавательного развития детей с РДА? Каковы особенности игровой деятельности дошкольников с РДА?

5. Охарактерезуйте основные тенденции в развитии предпосылок учебной деятельности с РДА.

6. Каковы современные представления об основном дефекте? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

7. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

8. Что должен делать учитель массовой школы, если у воспитанника предполагается синдром РДА?

9. Что такое характер и как он связан с дисгармонией развития?

10.Какие возможные формы психопатий по этиологии возникновения вы знаете?

11.Каковы основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б.Ганушкин, О.В.Кербиков, Г.Е.Сухарев).

12.Какие факторы влияют на возникновение неврозов? Каковы возрастные границы проявления невротических расстройств?

13. Какие противоречия способствуют появлению нервных растройств?

14.Каковы основные направления психокоррекционной работы при психопатиях и неврозах?

Семинар №4 Психология детей при дефицитарном типе развития

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики. Причины, виды нарушений слуха у детей и подростков, их диагностика.

2. Психологические особенности развития детей с нарушениями слуха. Дактильная, жестовая и калькулирующая речь. Билингвистический подход.

3. Предмет и задачи тифлопсихологии и тифлопедагогики. Причины и последствия нарушения зрения и способы их компенсации.

4. Психологические особенности развития незрячих детей. Дошкольное образование и обучение детей с нарушением слуха и зрения в школе.

5. Логопедии и логопсихология. Виды речи и основные причины ее нарушения. Современные классификации речевых нарушений.

6. Система специальных учреждений, психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

7. Этиология и патогенез детского церебрального паралича. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

8. Нарушение психики при ДЦП. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

Тезаурус: сурдопсихолгия, дактильная речь, жестовая речь, тифлопсихология, тотально слепые, слуховое внимание, слуховая память, компенсация, л огопедия, логопсихология, дисфония, брадилалия, тахилалия дислалия, заикание, дизартрия, ринолалия, афазия, алалия, парезы, кинестезии, атаксия, тремор, гиперкенезы, спастичность, ригидность, синкинезия.

Методические указания

Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития детей с недостатками слуховой функции.

Определите в чем заключаются основные задачи сурдопсихологии и каковы причины нарушений слуха.

Уделите внимание на закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, особенно на развитие внимания, памяти, мышления, виды речи, которыми овладевает глухой ребенок, а также, какие специальные технические средства используются для неслышащих.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения. Рассмотрите врожденные и приобретенные органические и функциональные причины нарушения зрения.

Уделите внимание на особенности психического развития незрячих детей, формирование чувственных образов внешнего мира, слухового внимания, памяти, мышления речи и общения.

В каких специальных образовательных учреждениях обучаются глухие и слепые дети, особенности учебно-воспитательного процесса в этих учреждениях, особенности устной и письменной речи, учебной деятельности, поведения и общения учащихся с нарушением слуха и зрения.

Выделите предмет логопедии, остановившись на анатомо-физиологических механизмах речи, охарактеризуйте историю ее развития.

Характеризуя понятие речевые нарушения, необходимо дать его определение, указав основные причины и виды нарушений речи, разделив органические и функциональные нарушения.

Особого рассмотрения требует вопрос клинико-педагогический и психолого-педагогический классификации нарушений речи.

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие мозговых структур, развивающихся в постнатальном онтогенезе. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система – двигательная.

Рассмотрите каковы основные причины ДЦП, характеристику основных видов двигательных нарушений и основные принципы коррекционной работы при ДЦП.

Вопросы для самопроверки

1.Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?

2.Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушением слуха?

3.Что может сделать учитель общеобразовательной школы, если в его классе учится слабослышащий ребенок?

4.Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации7

5.Дайте психолого-педагогическую характеристику слепых и слабовидящих детей.

6.Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми имеющих нарушение зрения.

7.Какие профессии, специальности, сферы труда можно рекомендовать незрячим и слабовидящим?

8. Каковы основные задачи логопедии и логопсихологии?

9. Охарактеризуйте основные виды речи?

10. Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных в психолого-педагогической классификации.

11. Каковы основные пути психокоррекционной и профилактической работы с детьми с речевыми нарушениями?

12. Каковы основные причины ДЦП? Дайте характеристику нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

13. Что представляет собой отечественная система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП?

Лабораторное занятие №1

Формы, методы и методики, применяемые при изучении детей с отклонениями в развитии.

Цель занятия: Оценить знания студентов теоретического материала и умение применить их на практике. Ознакомление с методами и методиками научного исследования в специальной психологии, изучение нарушений психического развития детей.

Вопросы для обсуждения:

1.Виды нарушения психического развития

2..Обследование ребенка с нарушенным развитием.

3.Методы и методики, применяемые для изучения детей и подростков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: