Вопросы для обсуждения:
1. Проект ЛИБНЕТ как стратегия развития всероссийской корпоративной каталогизации.
2. Корпоративная каталогизация: Сводный каталог библиотек России и региональные проекты: основные принципы и использование в организации библиотечного обслуживания.
3. Корпоративные технологии библиотечного обслуживания в уральском регионе.
Рекомендуемая литература
1. Александрова, М. В. Электронный каталог в системе каталогов библиотеки / М. В. Александрова // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 70 – 71.
- Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения: учеб.-практ. пособие / М. И. Вершинин. – СПб.: Профессия, 2007. – 231 с.
- Грибков, Д. Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности: учеб.-метод. пособие /Д. Н. Грибков. – М.: Литера, 2010. – 128 с.
- Коряковцева, Н. А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие. Вып. 6 / Н. А. Коряковцева. – М.: Либерея, 2004. – 136 с. – (Библиотекарь и время).
- Митчелл, Э. М. Каталогизация и организация электронных ресурсов: практ. руководство для библиотекарей / Э. М. Митчелл, Б. Э. Саррэтт; ред. перевода Я. Л. Шрайберг; пер. с англ.: Е. В. Малявская, Э. Г. Азгальдов. – М.: Омега-Л, 2008. – 232 с.
- Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011—2020 годы / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. – М.: Центр Либнет, 2010. – 36 с.
- Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод. материалы / Э. Р. Сукиасян. – М.: Профиздат, 2003. – 192 с. – (Современная библиотека; Вып. 19).
- Электронные ресурсы и электронные библиотеки: ежегод. межведом. сб. науч. трудов / ред. Я. Л. Шрайберг. – М.: ГПНТБ России, 2006. – 92 с.
Семинар № 5. (2 часа) Тема «Технологические особенности и барьеры создания электронных ресурсов в условиях библиотеки» (ПК-1); (ПК-4); (ПК-5).
Вопросы для обсуджения:
1. Моделирование и структура режимов предоставления электронных библиотечных продуктов.
2. Технологические особенности и барьеры создания электронных ресурсов в условиях библиотеки. Электронные библиотечные продукты в организации образовательной и досуговой деятельности библиотеки
Рекомендуемая литература
1. Куракова, Е. В. Информационные ресурсы и услуги в электронной среде: эффективность, потребность, перспективы / Е. В. Куракова // Науч. и техн. библ. – 2011. – № 5. – С. 32 – 41.
2. Леонтьев, Е. А. Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета, или несбывшиеся надежды / Е. А. Леонтьев // Науч. и техн. библ. – 2012. – № 10. – С. 35 – 43.
3. Проблемы информационных ресурсов: сб. аналит. материалов / гл. ред. А. В. Волокин. – М.: НТЦ «Информрегистр», 2001. – 204 с.
4. Саволайнен, Л. Национальная библиотека Финляндии в век цифровых технологий / Л. Саволайнен // Науч. и техн. библ. – 2012. – № 2. – С. 22 – 23.
5. Торхауг, Й. Успехи и неудачи цифровых (электронных библиотечных сервисов: десятилетний опыт Дании / Й. Торхауг, Э. Т. Йепсен // Науч. и техн. библ. – 2012. – № 4. – С. 38 – 52.
6. Хакала, Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов / Ю. Хакала // Науч. и техн. библ. – 2003. – N 5. – С. 94 – 97.
7. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справочник / ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 663 с. – (Библиотека).
8. Юрченко, Я. Г. Формирование электронных ресурсов как стратегия развития библиотеки / Я. Г. Юрченко // Новая библиотека. – 2005. – № 8. – С. 26 – 28.
Семинар № 6. (4 часа) Тема «Библиотеки в социальных медиа: эффективно работающий комплекс: сайт + блог + представительство в социальных сетях» (ПК-1); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-8); (ПК-21)
Вопросы для обсуждения:
1. Модель поведения библиотеки в социальных сетях. Пространство библиотеки в социальных сетях.
2. Библиотечные блоги и вики как форма библиотечного обслуживания.
3. Оценка эффективности представительства в социальных сетях.
Рекомендуемая литература:
1. Кулева О. В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек / О. В. Кулева // Библиосфера. – 2009. – N 3. – С. 59 – 64.
2. Кулева О. В.Разработка системы оценки качества сайтов библиотек / О. В. Кулева // Библиосфера. – 2009. – № 2. – С. 58–63.
3. Редькина Н. С. Эффективность библиотечных сайтов / Н. С. Редькина // Науч. и техн. библ. – 2010. – № 9. – С. 14 – 18.
4. Пальгуева, Г. М. Новая стратегия или новая упаковка?: эра «цифровых аборигенов» [Текст] / Г. М. Пальгуева // Библ. дело. – 2011. – № 6. – С. 10 – 15.
Задания для практических занятий
Практическая работа № 1. (2 часа) Тема «Концепция и модель библиотечного обслуживания в электронной среде» (ОК-11); (ПК-4).
Цель работы – рассмотреть различные концепции и модели библиотечного обслуживания, определить степень их соответствия нормативно-правовым документам по информационному обществу, принятым целевым показателям.
Задание и методика выполнения:
1. Ознакомиться с рекомендованной литературой, найти нормативные документы по деятельности библиотек в информационном обществе
2. Выявить концепции библиотечного обслуживания, соотвествующие принятым целевым показателям
3. Оформить результаты практической работы
Практическая работа № 2. (4 часа) Тема «Сравнительный анализ российских и международных позиций, определяющих доступ к электронным ресурсам библиотеки» (ОК-7); (ПК-4); (ПК-5).
Цель работы: провести сравнительный анализ российских и международных позиций, определяющих принципы работы с электронными документами.
Задание и методика выполнения:
1. Ознакомиться с рекомендованной литературой, найти в ней и в Интернет международные позиции российские нормативно-правовые документы, регламентирующие доступ к электронным ресурсам библиотеки, а также комментарии, методические рекомендации специалистов библиотек, содержащие практический опыт работы с ресурсами
2. Выполнить сравнительный анализ российских и международных позиций по организации доступа к электронным документам, к сетевым справочным изданиям и базам данных.
3. Оформить результаты практической работы