Круглый стол
Круглый стол — это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
Важной задачей при организации «круглого стола» является:
· обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
· иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
· тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).
При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторую особенность:
а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. общения происходит «глаза в глаза». Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, что приводит к активности участников, увеличению числа высказываний, каждый участник включается в обсуждение, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.
Дискуссия ( от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
Подготовка занятия. При организации дискуссии ставятся сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, тесно связаны с ее темой. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора.
Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией, организатор «круглого стола» должен:
· заранее подготовить вопросы.
· не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
· обеспечить широкое вовлечение всех в разговор;
· следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
В проведении дискуссии используются различные организационные методики.
Методика «вопрос – ответ». Это простое собеседование; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
Процедура «Обсуждение вполголоса». Микрогруппа-общая дискуссия(слушается мнение микрогрупп-ее лидера)-обсуждение мнения участниками.
Методика клиники. Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз»,затем это решение оценивается руководителем по балльной шкале либо по системе «принимается – не принимается». Также есть:
Методика «лабиринта». Методика эстафеты. Свободно плавающая дискуссия.
Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
· подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;
· семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
· корректность поведения участников;
· умение преподавателя проводить дискуссию.
При проведении «круглого стола» в форме дискуссии студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего преподавателя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:
· высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
· речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
· коммуникабельность,
· быстрота реакции;
· способность лидировать;
· умение вести диалог;
· умение владеть собой
· умение быть объективным.
·
В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.
Дебаты формируют:
· умение формировать и отстаивать свою позицию;
· ораторское мастерство и умение вести диалог;
· командный дух и лидерские качества.
«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:
· развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
· развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
· формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
· формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
· формирование навыков слушания и ведения записей.
Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака
Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.
Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".
Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.
Мозговой штурм - это:
· новаторский метод решения проблем;
· максимум идей за короткий отрезок времени;
· расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
· отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
· это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:
· инверсия (сделай наоборот)
· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)
· фантазия (сделай нечто фантастическое)
Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7—11 человек.
Метод включает следующие шаги:
1) Выбирается объект (тема);
2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;
3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;