Методические основы разработки технологической документации
К наиболее часто используемой учебной документации в технологическом образовании относят чертежи, эскизы, технические рисунки, инструкции по эксплуатации оборудования и охране труда при работе на нем, различные виды технологических карт. Это способствует:
· фиксации сведений об объекте в краткой форме;
· раскрытию неявных характеристик предмета, к примеру, внутреннего устройства;
· логичному отражению последовательности изготовления предмета;
· формированию представлений о способах контроля при выполнении изделия;
· созданию индивидуального ритма работы и др.
Основными документами письменного инструктирования при создании изделий ДПТ являются карты, которые дают подробное описание технологических операций по их изготовлению. В методике технологии принято выделять 3 вида карт, дающих представление о технологическом процессе изготовления изделия в письменно графической форме: инструкционные, инструкционно-технологические и технологические.
1. Инструкционные карты, используемые на этапе формирования первоначальных умений и навыков обучающихся, составляются на наиболее сложные операции, к примеру, сметывание, обжиг, строгание и т.п. Под операцией принято понимать законченную часть технологического процесса обработки детали, выполняемую на одном рабочем месте одним человеком или бригадой. Например, если требуется опилить поверхность детали драчёвым и личным напильниками и снять с ребер заусенцы, это будет одна операция. Однако технологический процесс изготовления мягкой игрушки будет состоять из операций разметки, раскроя, стачивания, разутюживания и других. Инструкционные карты отличаются от других видов карт тем, что они отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнения той или иной трудовой операции.
2. Инструкционно-технологические карты базируются на сочетании элементов других видов карт. Нацеленные на закрепление изученных операций и соединение их в технологический процесс они разрабатываются на относительно законченную часть технологического процесса (формирование мордочки у мягкой игрушки, шиповое соединение деталей, лакирование изделия и т.д.). В этом виде карт целесообразно включать графы представляющие содержание операции, эскиз, материалы, инструменты, оборудование, приспособления, инструктивные указания и самоконтроль.
3. Технологические карты, призванные научить обучающихся самостоятельному планированию работы и разработке технологического процесса, содержат все производственные операции по изготовлению каждого элемента, детали, сборочной единицы и изделия в целом, т.е. составляются на весь технологический процесс (изготовление туеса из бересты, изготовление салфетки в технике гильоширования и т.п). В связи с этим, в технологических картах рекомендуется указывать следующие сведения: сущность операций, схемы обработки изделия, применяемое оборудование (станки, инструмент, приспособления), режим работы (скорость, тепловой режим и т. д.), указания по самоконтролю.
Наиболее целесообразно разрабатывать карты:
· на сложные и составные виды работ;
· на работы, выполняемые по новым технологиям и новыми методами;
· на типовые, повторяющиеся технологические процессы;
· при наличии спорных элементов и неоднозначности в планируемых операциях.
К основным методическим рекомендациям по изготовлению технологической документации относятся:
· четкость и лаконичность при изложении последовательности работы;
· уместность и информативная нагрузка графических изображений (рисунков, схем, чертежей, эскизов, фотоиллюстраций и т.п.);
· доступность для восприятия обучающимися (учет возрастных особенностей, грамотность, эргономичные размеры) и др.
На сегодняшний день технологическая документация тесно переплелась с новыми мультимедийными технологиями (проекционный аппарат, мультимедийная доска), вследствие этого стала еще более наглядной, доступной для понимания. Поэтому наряду с возможностью применения на занятии документов письменного инструктирования в качестве раздаточного материала, при наличии соответствующей материальной базы уместен вариант электронного представления информации.
Располагая картами, обучающиеся могут проводить работы без вмешательства педагога. Использование технологической документации при изготовлении изделий приучает учащихся к самостоятельности и соблюдению технологической и трудовой дисциплины.
По материалам выступления
Гузенко Наталья Владимировна,
к.п.н., доцент каф. Дизайна и ТХОМ,
С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова
на областном фестивале пед. мастерства
«Души и рук творенье», г. Архангельск
14-15 февраля 2013
Инструкционная карта