Франчайзинг — это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остающаяся самостоятельней формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.
Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием — франчайзером и мелким — франчайзи (оператором). Франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать франчайзи (мелкую фирму или бизнесмена), действующего в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это франчайзи обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме взноса франчайзи и его капиталовложений в основные фонды франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1—5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислении из объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2—3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании McDonalds вносят 12% выручки. В США, например, владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.
В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый наиболее применим в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.
Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности франчайзи.
Большинство экономистов относят появление франчайзинга к XVIII в., когда в британской системе развивались так называемые связанные дома, а в американской
системе появилась знаменитая фирма Zinger. Суть британской системы «связанных домов» заключалась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стор он ы!
Активно используя методы франчайзинга, быстро растет сеть
ресторанов «Ростик-С». К началу 2003 г. эта фирма объединила около 30 ресторанов. Поскольку главными причинами относительно медленного освоения рынка фаст-фуд в России являются дефицит площадей в центре города и их дороговизна, новый основной источник площадей под фуд-корты представляют собой ресторанные дворики — места, где сосредоточены точки общественного питания в торговых центрах. По затратам развитие фуд-кортов наиболее выгодно: открытие стационарного ресторана фаст-фуд требует минимум 100 тыс. долл., в то время как рестораны в фуд-кортах торговых центров обходятся в 20—30 тыс. долл.
Важным направлением развития сетей фаст-фуд на основе франчайзинга может стать их развитие в периферийных районах Москвы, а также в регионах России.
В последние годы в России широко применяет франчайзинг сеть универсамов экономкласса «Пятерочка». Только в 2002 г. «Пятерочка», сохранив за собой самую высокую динамику развития в России, ввела в эксплуатацию 40 универсамов в Москве и 15 — в Санкт-Петербурге. Кроме того, на принципах франчайзинга введено в действие пять магазинов в Воронеже и два — в Челябинске. В результате на начало января 2003 г. «Пятерочка» насчитывала всего 142 магазина.
Региональная программа сети универсамов «Пятерочка» осуществляется на основе франчайзинга. «Пятерочка» продвигает в регионы высокодоходный интеллектуальный продукт, включающий комплекс современных технологий, мощную систему информатизации, отношения с более чем 500 поставщиками, а также услуги по подготовке управляющих и специалистов для сбытовой сети.
Приобретая франшизу — право (лицензию) на создание коммерческого предприятия, пользователь фактически получает готовый высокотехнологичный бизнес с максимальной отдачей, при котором все затраты окупаются уже в течение 2,5—3 лет.
В России за последние годы наблюдается существенный рост франчайзинга. Так, если в 1999 г. франшизных систем было лишь 42, то к 2007 г. их число выросло более чем в 17 раз, составило 730 и продолжает расти[1].
Прсдприятие-франчайзи функционирует как частица единой системы, организованной франчайзером. В США в настоящее время свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льготного. предпринимательства, и т~3?оля по сравнению с самостоятельными предприятиями неуклешного растет. ^
В целях распространений франчай^йягЯ^ишдельцы крупных фирм периодически проводя* выставю^чтобы привлечь потенциальных покупателей права н^льготное предпринимательство. В настоящее время наиболее широко это форма предпринимательства развито в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции(32%), торговля легковыми и грузовыми автомобилями(6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания(7%).
Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить следующие: фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера — крупной фирмы.
Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
Недостатки франчайзинга: необходимость учета интересов партнера — крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что способно ограничить в действиях держателя лицензии.
Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие малого бизнеса в России. Несмотря на это западные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключении контрактов с франчайзи России (например, известные компании McDonalds, Pizza-Hat, Rank-Xerox и др.). По существу, франчайзинг у нас представлен пока в одной форме: зарубежный франчайзер — российский франчайзи (оператор).
Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволяют быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции — движущей силы рыночной экономики.