Мазунин С.А., студент 2 курса, группа МН-21,
Научные руководители: Оборин М.С., к.г.н. доцент кафедры экономического
анализа и статистики; Фролова Н.В., к. физ.-мат. н., доцент кафедры экономического анализа и статистики,
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова, г. Пермь
АННОТАЦИЯ: в статье рассмотрена динамика показателей санаторно-курортных организаций Уральского Федерального округа, эффективность их деятельности, статистика заболеваемости в округе, природные лечебно-профилактические ресурсы, выявлены проблемы развития данной сферы услуг в округе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санаторий, курорт, рекреационная деятельность, санаторно-курортное лечение, заболеваемость.
Уральский регион – один из самых богатых минерально-сырьевых регионов России. В то же время, экология Урала неблагополучна для проживания, с каждым годом растёт уровень заболеваемости населения, в связи с этим политика региона направлена на улучшение качества жизни проживающих, ведь именно от качества жизни населения зависит успешность государства во внутренних и внешних делах. Развитие деятельности санаторно-курортных организаций (СКО) в огромной степени способствует решению проблем здравоохранения, так как рынок санаторно-курортных услуг (СКУ) предоставляет гражданам столь необходимый комплекс услуг по оздоровлению и профилактике своего здоровья.
В состав УФО входят 6 субъектов Российской Федерации: Челябинская, Курганская, Свердловская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Административный центр УФО – г. Екатеринбург. Общая площадь региона – 1 818 000 км² [1].
Уральский федеральный округ расположен на границе Европы и Азии, что подчеркивает очень выгодное экономико-географическое положение региона.
На территории округа расположено огромное количество ресурсов, необходимых для эффективной деятельности санаторно-курортных организаций (СКО). В районе нефтяных месторождений Ханты-Мансийского АО расположены источники йодобромистых минеральных вод. Территория Свердловской области также обладает своими уникальными источниками – здесь располагаются 8 месторождений с минеральными водами, а также 5 месторождений сапропелевой грязи. Тюменская область, в свою очередь, вмещает на своей территории 5 озер, где открыты месторождения сапропелевой соли, а также 9 месторождений с хлоридно-натриевыми и йодо-бромистыми минеральными водами. На территории Челябинской области запасы сапропелевых грязей практически неисчерпаемы [3].
По состоянию на 2015 год, в округе находилось 156 санаторно-курортных организаций (СКО). Для определения развитости отдельных субъектов в сфере предоставления населению санаторно-курортных услуг (СКУ) проведем анализ динамики санаторно-курортных организаций (табл. 3).
Таблица 3
Анализ динамики СКО по субъектам УФО за 2015 год*
Субъект УФО | Число СКО | Число мест в СКО | ||
Количество, ед. | Удельный вес, % | Количество, тыс. мест | Удельный вес, % | |
Курганская область | 13,5 | 3,655 | 13,8 | |
Челябинская область | 30,1 | 8,278 | 31,3 | |
Свердловская область | 39,1 | 9,232 | 34,9 | |
Тюменская область | 13,5 | 4,180 | 15,8 | |
Ханты-Мансийский АО | 3,2 | 1,022 | 3,8 | |
Ямало-Ненецкий АО | 0,6 | 0,095 | 0,4 | |
Всего | 26,462 |
*составлено по данным [2]
Можно заметить, что по количеству СКО в регионе лидирует Свердловская область – 61 организация (39,1%). Челябинская область также имеет большой удельный вес СКО в регионе – 30,1%(47 организаций). В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО располагается 5 и 1 СКО соответственно, что говорит об очень слабо-развитом уровне рынка санаторно-курортных услуг в этих регионах.
Заболеваемость населения – важнейший пункт оценки региона для определения актуальности развития рынка СКУ.
В 2015 году было зарегистрировано следующие количество общих заболеваний на 1000 человек:
1. болезни органов дыхания – 359,2
2. болезни кожи и подкожной клетчатки – 49,3;
3. болезни мочеполовой системы – 42,8;
4. болезни органов пищеварения 30,4.
Анализируя динамику уровня заболеваемости можно заметить, что по сравнению с 2014 годом, в 2015 средний рост по каждой категории составил 3%.
Для определения эффективности СКО на территории Уральского ФО проанализируем данные о деятельности СКО на 100 тысяч человек населения. (табл. 7).
Таблица 7
Эффект деятельности СКО на 100 тыс. чел. населения регионов*
Число СКО | Число размещённых в СКО, тыс. чел. | Число мест в СКО, тыс. мест | Доходы СКО, тыс. руб. | Расходы СКО, тыс. руб. | Число номеров, тыс. шт. | |
Курганская область | 2,4 | 4904,1 | 0,42 | 77733,88 | 71322,91 | 0,15 |
Свердловская область | 1,39 | 0,2 | 54194,29 | 64675,09 | 0,07 | |
Тюменская область | 1,5 | 5512,5 | 0,29 | 159298,25 | 189651,25 | 0,16 |
Ханты-Мансийский АО | 0,31 | 939,9 | 0,06 | 69781,22 | 103252,17 | 0,04 |
Ямало-Ненецкий АО | 0,02 | 178,5 | 0,02 | 268,29 | 13073,92 | 0,008 |
Челябинская область | 1,34 | 0,24 | 59889,22 | 60668,04 | 0,09 |
*составлено по данным [2]
Анализ таблицы показал, что самыми эффективными субъектами УФО являются Курганская и Тюменская области. Эффективность деятельности СКО на территории Курганской области подчёркивается наибольшим числом СКО на 100 тыс. чел., а также по числу мест. Тюменская область занимает лидирующую позицию в округе по числу номеров на 100 тысяч человек и по количеству размещенных в СКО. Самым малоэффективным оказался Ямало-Ненецкий АО. Это связано с тем, что огромное количество ресурсов, необходимых для деятельности СКО, располагающихся на территории данного округа до сих пор не изучены, к тому же климат Ямало-Ненецкого АО определяется наличием многолетней мерзлоты, что также отталкивает многих людей от лечения в данном регионе.
В настоящее время уделяется большое внимание развитию туризма в целом на территории Уральского федерального округа. На территории Свердловской области запланированы такие проекты как воссоздание историко-минералогического маршрута «Самоцветная полоса Урала», а также воссоздание культурно-исторического парка «Каменные ворота». Ханты-мансийский автономный округ – Югра реализует инвестиционный проект культурного и оздоровительного центра «Термальный комплекс «Югорская долина». Курганская область планирует новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов филиала унитарного предприятия «Курорты Зауралья», санатория «Озеро Медвежье» [4].
Несмотря на все запланированные проекты в сфере рынка СКУ, округ сталкивается со следующими проблемами:
1. Устаревшая и недостаточно эффективная используемая ресурсная база в сфере оздоровительного туризма;
2. Сокращение числа детско-юношеских санаториев и курортов привело к острой нехватке организаций этого типа в регионе;
3. Низкий уровень доходов населения, и как следствие, непозволительная по стоимости путёвка на лечение в санаторно-курортные комплексы;
4. Проблема транспортной доступности отдыха в санаториях и курортах. Несмотря на развитую транспортную сеть региона, фактическая стоимость проезда к месту отдыха для семейных пар или родителей с детьми превышает допустимые границы;
Почти все вышеперечисленные проблемы связаны с финансовыми проблемами, возникшими в регионе, как и во всей России, в связи с кризисным периодом. Для их решения в округе проводится политика развития производственной сферы, наиболее развитой в регионе, с целью привлечения дополнительных инвестиций.
В целом, Уральский федеральный округ обладает огромным потенциалом для развития санаторно-курортных услуг. На территории региона расположена огромная часть минеральных ресурсов, ждущая своего освоения и применения, достаточно развитая производственная инфраструктура позволяет региону закладывать прочный фундамент роста на многие десятилетия вперёд. И развитие санаторно-курортных организаций, исследованием которых занимаются многие ученые [5], позволит региону решить многие социальные и экономические проблемы, к чему так стремится текущая политика округа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Уральский федеральный округ. Официальный ресурс.[Электронный ресурс] URL: https://uralfo.gov.ru/district/ (дата обращения 29.01.2017)
2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения 29.01.2017)
3. Балезина Т.В, Ирисова Т.А, Колотова Е.В. Перспективность развития санаторно-курортного дела на Урале// Курортное дело, туризм и рекреация. Том 2. №1, 2008. – С. 73 – 82.
4. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 мая 2014г. № 941-р об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
5. Оборин М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 2. С. 35-42.