Культура письменной речи
Сочинение – это текст.
Признаки текста:
- тема;
- идея;
- название (отражение темы или идеи);
- композиция (В-Д-З);
- взаимосвязанность частей.
2. Задачи пишущего сочинение на ЕГЭ:
- проанализировать предложенный текст, выявив его тему (о чём текст?), идею (главная мысль текста) и проблему (актуальный вопрос, требующий решения, повышенного внимания);
- создать на основе его свой текст, выразив собственное мнение по проблеме, согласившись или нет с позицией автора;
- продемонстрировать культуру письменной речи на всех уровнях (орфографическом, пунктуационном, грамматическом, речевом и фактическом).
3. Композиция сочинения по типу ЕГЭ:
1. Вступление (1-2 предложения):
- об авторе (универсальное, т.к. информация всегда есть после текста; важно выбирать из неё только ту, что имеет отношение к проблеме текста (например: В.П. Астафьев, как фронтовик, во многих своих произведениях пишет о событиях 1941-1945 годов. Вот и в данном тексте он поднимает проблему мужества человека на войне…));
- по теме текста (например: Сострадание – это то, без чего немыслимо цивилизованное общество. Вот и в данном тексте автор Д. Гранин поднимает проблему утраты милосердия…);
- с собственного мнения (например: Я считаю, что интеллигентный человек – это не тот, у кого три высших образования, а тот, кто никогда не позволит себе бестактность в отношении окружающих. Вот и автор текста Д.С. Лихачёв поднимает проблему истинной интеллигентности …);
- с круга проблем (например: За что дают ордена и медали труженикам производства? Стоит ли их давать? Вот лишь часть вопросов, на которые ищет ответ автор текста Ю.В. Бондарев, поднимая проблему государственных наград …);
- с диалога с читателем (например: Попробуем разобраться в том, как устроен социум. В этом нам поможет текст А.П. Чехова, в котором он поднимает проблему положения человека в обществе …);
- с лирики (например: Как удивительна природа на заре! А трава! А птицы! Нет того, кто не восхищался бы этой красотой. Вот и автор текста В. Солоухин поднимает проблему взаимоотношения человека и окружающего его мира …);
- с цитаты (самое эффектное, т.к. показывает высокий уровень культуры пишущего; (например: Р. Киплинг написал удивительную сказку «Маугли». Лишь одна фраза главного героя «Мы с тобой одной крови» диких зверей превращала в друзей и помощников. Она невольно вспомнилась мне, когда я читал(а) текст Л.А. Чарской, посвящённый проблеме единства народов и культур …)).
Каким бы ни было вступление, оно обязательно должно заканчиваться предложением-связкой об авторе и проблеме текста (смотри примеры!!!)
Проблема формулируется только в форме существительного в р.п. без предлога (проблема ЧЕГО?: поиска смысла жизни, экологии, нравственного выбора и т.д.)
1. Интерпретация текста (комментарий к сформулированной проблеме)
(5 предложений):
1 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);
2 предложение – ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в первом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);
3 предложение–связка: соединить два примера-иллюстрации по смыслу ( например: автор идёт дальше и делает вывод; но публицисту этого мало, и он подводит читателя ещё к одной мысли; подтверждением этой мысли становится история, рассказанная писателем…);
4 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);
5 предложение – ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в четвёртом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);
За эту часть сочинения получаем 5 баллов: по 1 баллу за каждое предложение!
2. Позиция автора текста (1-2 предложения):
Может быть открыто заявленной (например: автор заявляет свою позицию открыто. Он убеждён, что…)
или нет (например: хотяавтор не заявляет свою позицию прямо, читатель догадывается, что публицист убеждён в …)
Предложение-связка: ваше отношение к позиции автора по проблеме текста (например: мне импонирует точка зрения публициста. Я тоже считаю, что …; мне нравится убеждённость писателя и мне тоже кажется, что…)
3. Обоснование своей точки зрения (1-2 предложения): нельзя заявить свою позицию лишь формально (согласен с автором, не согласен с автором), необходимо поразмышлять в соответствии с проблемой.
4. Заключение (1-2 предложения):
- собственно вывод (например: таким образом, подытожим: автор прав, заставив читателя обратить внимание на очень важный вопрос );
- вывод-следствие (например: в заключениЕ хочется сказать: если мы не задумаемся об экологических вопросах сегодня, завтра может быть уже поздно );
- цитатный вывод (например: подводя итог, я вспоминаю мудрую русскую пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» ).
Каким бы ни было заключение, оно обязательно должно перекликаться со вступлением (кольцевая композиция!). Для проверки перечитываете вступление и продолжаете его ключевую мысль.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Оптимально – 250 слов.