Режим труда и отдыха студента: основные требования и рекомендации




Психогигиена

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены. Специфической особенностью психогигиены является ее тесная связь с клинической психологией.

Психогигиена нацелена на оздоровление окружающей среды, образа жизни и повседневного поведения человека, а также его отношений с людьми и со средой. Можно сказать, что психогигиена заботится о предотвращении психических расстройств в целом.

Основной задачей психогигиены является распространение знаний о психическом здоровье, здоровом образе жизни, формировании навыков оздоровительного поведения.

Эта наука нужна для того, чтобы помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для того естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к негативным факторам и событиям.

Классификация разделов психогигиены

Большинство авторов выделяют два вида психогигиены:

1. Личная (индивидуальная)

2. Общественная (социальная)

С учетом возрастного аспекта выделяют психогигиену детства, юношества, зрелого возраста и психогигиену пожилых людей.

Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений.

Психогигиена труда и отдыха студента

Психогигиена труда и отдыха – раздел гигиены, изучающий пути оптимизации трудовых нагрузок, ускорения процесса восстановления умственной работоспособности, психических функций и укрепления психического здоровья в свободное от работы (учебы) время.

Особую значимость выполнение общегигиенических и особых психогигиенических норм приобретает для молодежи, совмещающей труд с учебой в средних и высших учебных заведениях. Эта категория работающих пользуется определенными льготами: дополнительными оплачиваемыми отпусками, выходными днями и т. д. Учебные программы и расписания занятий в вечерних школах, на вечерних и заочных отделениях средних и высших образовательных учреждений должны составляться с учетом трудовой нагрузки учащихся. Разработка и реализация соответствующих программ психогигиенической подготовки, в которую включены вопросы гигиены труда в организациях и на предприятиях, анализ причин и способы профилактики утомления и неврозов, советы по организации умственного труда приобретают особую важность для молодых людей, совмещающих труд и учебу. Обучение, как особый вид психической деятельности, отличается большой стрессогенностью, поэтому требует адекватного уравновешивания интенсивными видами отдыха и переключения, то есть целенаправленной рекреационной и реабилитационной активностью.

Большое значение для предупреждения утомления имеет эмоциональный фактор. Положительный эмоциональный фон, любовь к своему труду, поощрение за трудовые достижения – мощные факторы повышения работоспособности. Поэтому положительное эмоциональное воздействие – благодарность, воодушевление, доброе слово – должны использоваться во всех видах профессиональной (учебной) деятельности. Это помогает преодолевать трудности, способствует улучшению работы сердца, легких, мозга, мобилизует резервные силы организма.

В профилактике утомления и переутомления используют также витамины, которые повышают работоспособность, усиливают восстановительные процессы в организме.

Одним из неспецифических способов снятия признаков утомления и поддержания работоспособности является применение различных стимуляторов в виде таких натуральных продуктов, как чай, кофе или некоторых медикаментозных средств (кофеин), назначаемых врачом. Следует подчеркнуть, что применение этих способов не должно быть длительным и систематическим. У людей, постоянно занимающихся спортом и соблюдающих распорядок дня, долгие годы сохраняется высокая работоспособность.

Режим труда и отдыха студента: основные требования и рекомендации

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, так как оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, потому что студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организовывать такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и тому прочее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: