Объём дисциплины | Всего часов | Всего часов |
для очной формы обучения | для очной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная* работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего*): | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Внеаудиторная работа (всего*): | ||
В том числе - индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего): | ||
Практическая работа (составление рефератов) | ||
Самостоятельная работа с книгой (доклады, сообщения) | ||
Самостоятельная работа с информационными базами данных (в т.ч. составление глоссария и батареи тестов) | ||
Вид промежуточного контроля (дидактический тест) | ||
Коллоквиум | ||
Вид итогового контроля (зачет) |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Очная форма обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Общая трудоемкость | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу магистрантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лекции | Практ | В т.ч. активных форм | Самост. работа | ||||
Проблемы педагогической психологии развития в системе наук о человеке | Коллоквиум Дискуссия Практическое задание № 1-2 | |||||||
Методологические проблемы педагогической психологии развития | Дидактический тест Коллоквиум Дискуссия доклад Практическое задание № 3-6 | |||||||
Проблема оценки и прогнозирования развития в образовательной среде | 2 | Дидактический тест Коллоквиум Доклад Практическое задание № 7-8 | ||||||
Зачет | ||||||||
2 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Общая трудоемкость | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу магистрантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лекции | Практ | В т.ч. активных форм | Самост. работа | ||||
Проблемы педагогической психологии развития в системе наук о человеке | Коллоквиум Дискуссия Практическое задание № 1-2 | |||||||
Методологические проблемы педагогической психологии развития | Дидактический тест Коллоквиум Дискуссия доклад Практическое задание № 3-6 | |||||||
Проблема оценки и прогнозирования развития в образовательной среде | 2 | Дидактический тест Коллоквиум Доклад Практическое задание № 7-8 | ||||||
Зачет | ||||||||
2 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1.Проблемы педагогической психологии развития в системе наук о человеке. | Цель раздела – подготовить магистрантов к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Тема. Категории педагогической психологии | Предмет педагогической психологии. Основные категории педагогической психологии. Учение об условных рефлексах и образовательная деятельность. Методы исследования в педагогической психологии |
1.2 | Тема. Прикладное и теоретическое значение проблемы, задачи курса | Место психологии в системе наук. Культурная антропология, философия, право, социальная педагогика, социология, физиология. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.1 | Тема. Категории педагогической психологии | Психологические концепции учения. Психологические концепции научения. Структура и формирование учебной деятельности. Деятельностная теория учения. Развитие познавательной деятельности в образовательном процессе.Психологические закономерности управления учебной деятельностью |
1.2. | Тема. Прикладное и теоретическое значение проблемы, задачи курса | Круг проблем педагогической психологии развития. Объект, предмет педагогической психологии развития. Виды исследований и методы. |
Раздел 2.Методологические проблемы педагогической психологии развития | Цель раздела – подготовить магистрантов к участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Тема. Теоретические подходы к изучению проблемы психологии развития | Онтологический подход к изучению развития. Онтогенез. Топологические характеристики нормального развития. Феномены развития здоровой личности. Нравственное, гражданское развитие. - Хронологический аспект изучения возрастной изменчивости психики. Возрастной подход. Проблема периодизации психического развития. Хронологические характеристики индивидуального развития человека. Макрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики. Гетерохрония и противоречивость развития. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики. Акселерация и ретардация. - Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека. Значение структурно-генетического подхода в психологии. Структурно-динамическая характеристика развивающейся личности. - Каузальный подход к изучению развития психики. Детерминация психического развития человека. |
2.2 | Тема. Проблемы развития в трудах представителей различных психологических школ. | Проблемы развития в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
2.1 | Тема. Теоретические подходы к изучению проблемы психологии развития | Внешние и внутренние условия, факторы, способствующие развитию. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии. Игра и ее роль в психическом развитии. Субъективные факторы развития: стремление к самореализации. Значение самораскрытия потенциалов, творческих способностей. |
2.2 | Тема. Проблемы развития в трудах представителей различных психологических школ. | Отечественные исследования проблем развития |
Раздел 3.Проблема оценки и прогнозирования развития в образовательной среде | Цель раздела – подготовить магистрантов к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности | |
Содержание лекционного курса | ||
3.1 | Психологическое сопровождение развития личности в образовательно-воспитательном процессе | Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности и их значение, и учет в воспитательно-образовательном процессе. |
3.2 | Индивидуальная программа развития личности | Особенности развития личности в воспитательно-образовательном процессе |
Темы практических/семинарских занятий | ||
3.1 | Психологическое сопровождение развития личности в образовательно-воспитательном процессе | Психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности. Составление психологического портрета личности на разных этапах развития. |
3.2 | Индивидуальная программа развития личности | Применение диагностического инструментария для определения уровневых и структурных характеристик развития психики в различных сферах жизнедеятельности. |