1. Среди ведомственных нормативных документов - приказов и писем министерства образования Российской Федерации (в настоящее время – министерства образования и науки Российской Федерации), обеспечивающих развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, следует выделить «Концепцию реформирования системы специального образования», принятую коллегией Министерства образования РФ 9 февраля 1999 г.
Согласно Концепции, образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Согласно Концепции, лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).
2. Письмом Министерства образования и науки от 16.04.2001 N 29/1524-6 В регионы была направлена «КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ) », разработанная специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования.
Было отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции.
Реализация идеи интеграции рассматривалась как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.). Особо было подчеркнуто то, что принятие Концепции не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
3. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Рассматриваются вопросы организации инклюзивного
Образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение».
Понятие «интегрированное обучение» у же по значению, чем «инклюзивное образование».
Даны разъяснения, что Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
4. Приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования обучающихся этой категории.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011. № 03-255 "О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Дано разъяснение, что стандарт учитывает
Образовательные потребности детей с ОВЗ.
В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая
Должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все
Специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
· Увеличение сроков обучения;
· Программу коррекционной работы;
· Специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;
· Особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
6. Существенный вклад в разработку стратегии и регулирование процесса образования лиц с ограниченными возможностями здоровья вносят Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ описывает структуру, условия и планируемые результаты начального обучения восьми категорий обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с расстройствами аутистического спектра. Необходимо подчеркнуть, что попытка разработки ФГОС обучающихся с расстройствами аутистического спектра, помощь которым в нашей стране до недавних пор не носила системный характер, предпринята и успешно реализована впервые в отечественной образовательной практике.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью содержит требования к структуре, условиям и результатам обучения школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями. Для этой категории обучающихся не предусмотрено уровневое образование, поэтому стандарт описывает систему образования в течение всего школьного обучения детей данной категории.
Всего в соответствии с требованиями стандартов разработано 28 вариантов Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (праооп) для разных категорий обучающихся с ОВЗ (от 2-х до 4- х вариантов для отдельных категорий обучающихся), которые содержат
Дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации АООП и дают возможность гарантировать удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ОВЗ, преодолеть зависимость получения образования от места проживания, вида организации, осуществляющей образовательную деятельность, и тяжести ограничений здоровья.