Второй период развития эстетики был открыт работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 и длился около ста лет. Суть его состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятельным и необходимым разделом философской науки.
Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последователи и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику, как органическую часть философского знания, без которой это последнее не может быть полным, всеохватывающим, энциклопедическим.
Немецкая классическая эстетика конца XVIII - начала XIX в. - исключительно важный этап в развитии мировой эстетической мысли. Он представлен Кантом, Фихте, Шеллингом, Шиллером, Гете и, наконец, Гегелем. В творчестве этих мыслителей и писателей, с одной стороны, были развиты некоторые положения немецких просветителей; более того, Кант, Шиллер, Гете в определенный период сами выступали как просветители. С другой стороны, классики немецкой эстетической мысли выявили слабые стороны деятелей Просвещения и сформулировали новые идеи, но самое главное, выработали новые методологические принципы в подходе к анализу эстетической культуры.
Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Домарксистская идеалистическая диалектика достигла своего кульминационного пункта как раз у представителей немецкого классического идеализма, хотя отдельные диалектические догадки мы находим уже у Лессинга, Гердера, еще раньше у Лейбница.
Диалектические методологические принципы отчетливо выражены в творчестве Канта «докритического» периода, в его космогонической гипотезе. В «критический» период Кант развил учение об антиномиях. При анализе эстетического вкуса кенигсбергский мыслитель пользуется принципом антиномизма эстетического суждения. И хотя кантовские антиномии носят иллюзорный характер, они тем не менее смело выявляют противоречивость разума.
Фихте в своем «Наукоучении» идет еще дальше - он пробует вывести категории путем обнаружения внутренних противоречий в логическом процессе. Шеллинг пытается применить диалектические принципы не только при раскрытии явлений природы, но и при анализе истории и эстетической культуры.
Вершиной в развитии домарксистской диалектики явилась идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Метод идеалистической диалектики Гегель применил к изучению мирового художественного процесса, начиная от художественной культуры древнего Востока и кончая современной ему эпохой.
Классики немецкой философии видели связь искусства, эстетических концепций с великими проблемами эпохи. Они хорошо понимали, что эстетические проблемы — это проблемы общественной жизни, проблемы человека. Эстетика немецких мыслителей носила ярко выраженный гуманистический характер, хотя их гуманизм отличался исторической ограниченностью. Немецкая классическая эстетика оказала сильное влияние на развитие эстетических теорий Франции, Англии, Италии, а также России.
Этот этап истории эстетики оказался значительно более коротким, чем первый, но он был чрезвычайно содержательным, поскольку именно теперь эстетика завоевала прочное место в системе научного знания.
Правда, конкретная разработка философско-эстетических теорий была тут весьма разноречивой - это было связано и с особенностями тех философских учений, на которых базировались те или иные эстетические построения; и с тем переломом, который произошел в это время в истории художественной культуры, ушедшей от просветительского классицизма к проторомантическим и романтическим программам; и с назревавшим в идеологической сфере кризисом идеалов Просвещения и появлением нового типа буржуазной идеологии.
Суть второго периода развития эстетики, открытого работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 в., состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятелъным и необходимым разделом философской науки. Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последователи и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику.