Статистика
Методические указания
И контрольные задания
Для студентов специальностей
Экономика и бухгалтерский учет»,
Заочной формы обучения
ВОРОНЕЖ
2012
ББК 60.6
М 54
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель: методист И.Н. СТРОКОВА
М54 | Методические указания по статистике: для студентов заочной формы обучения. – Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; cост. И.Н. Строкова. – Воронеж: ВГПГК, 2012. 37 с. Изложено рабочая программа по дисциплине, алгоритмы решения типовых задач, варианты контрольных заданий, вопросы к экзамену, зачету. УДК 655.4/5 ББК 76.17 |
© © | Строкова Н.Н., 2012 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2012 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Выписка из Государственного образовательного стандарта
ОПД 03 Статистика:
Предмет, метод и задачи статистики, статистические наблюдения; сводка и группировка; способы наглядного представления статистических данных; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; статистическое изучение связи между явлениями; ряды динамики и ряды распределения; индексы; выборочные наблюдения.
должен: иметь представление о:
– роли общепрофессиональных дисциплин в области современной науки, экономики и технологии;
– системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования; о природе статистических совокупностей.
Знать: экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации.
Уметь: применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач, оформлять результаты в виде таблиц-графиков, делать выводы и давать практический анализ исчисляемых показателей.
1.2 Тематический план
Наименование темы | Максимальная учебная нагрузка студента | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | |
Всего | Практические занятия | |||
1. Введение. Предмет, метод, задачи статистики орг. гос. службы | ||||
2. Статистическое наблюдение | ||||
3. Сводка и группировка. Ряды распределения | ||||
4. Способы наглядного представления статистических данных | ||||
5. Абсолютные и относительные величины | ||||
6. Средние величины и показатели варации стр. средние | ||||
7. Статистическое изучение связи между явлениями | ||||
8. Ряды динамики | ||||
9. Индексы | ||||
10. Выборочное наблюдение | ||||
11. Методы статистического наблюдения | ||||
12. Группировка данных. Ряды распределения. Полигон. Гистограмма | ||||
13. Статистические таблицы и графики | ||||
14. Условно-натуральные показатели. Относительные показатели | ||||
15. Расчет средних величин, показателей вариации, структурных средних | ||||
16. Расчет показателей рядов динамики, средних показателей в рядах динамики, обработка рядов динамики | ||||
17. Индексы. Расчет агрегатных индексов, средних индексов | ||||
18. Решение задач на тему «Выборочное наблюдение» | ||||
Итого | 87 72 |
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Статистика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям
В результате освоения программы дисциплины студент должен знать экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации, уметь рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия по принятой стандартной методике, применять основные способы и приемы статистики для решения практических задач, оформлять результаты в виде таблиц, делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей.
Содержание дисциплины
Введение
Студент должен иметь представление об истории развития статистики, об основоположниках современной теории, о месте и роли статистики в ряду других общественных наук и в жизни общества, о государственной организации службы статистики в настоящее время.
Тема 1. Введение. Предмет, метод и задачи статистики
Студент должен иметь представление об основных понятиях, категориях, методологии статистики, об общенаучных и специфических методах статистики, об инструментах статистического исследования;
должен знать:
- определение статистики, круг проблем статистики и задачи государственной службы статистики на современном этапе, этапы статистического исследования.
Тема 2. Статистическое наблюдение
Студент должен иметь представление об объектах статистического исследования, средствах получения статистической информации, о носителях статистических данных, о программе статистического наблюдения, о точности и ошибках наблюдения;
должен знать:
– этапы статистического наблюдения, понятия цели, объекта, единицы наблюдения, отчетной единицы, формы, виды и способы наблюдения;
должен уметь:
– выявлять качественные и количественные признаки объекта наблюдения, определять цель наблюдения и составлять программу наблюдения.
Тема 3.Сводка и группировка. Ряды распределения
Студент должен иметь представление об этапах статистического исследования, сводке и группировке как логическом продолжении статнаблюдения, о распределении единиц совокупности по качественному и количественному признаку, о дискретных и непрерывных вариационных рядах, в том числе интервальных, о роли группировок в статистике;
должен знать:
– виды сводок и группировок, приемы построения рядов распределения, принципы группировок, способы представления вариационных рядов в виде полигона и гистограммы;
должен уметь:
– строить ряды распределения по дискретному и непрерывному признаку, представлять их в виде полигона и гистограммы, строить графически и по рассчитанным накопленным частотам, анализировать полученные данные.
Тема 4. Способы наглядного представления
статистических данных
Студент должен иметь представление о табличной и графической форме представления статистической информации, как наиболее рациональной и компактной, служащей средством научного обобщения;
должен знать:
– элементы статистической таблицы, подлежащее и сказуемое, виды таблиц, правила построения таблиц, этапы анализа табличных данных; элементы графика, такие как графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштаб, экспликация; виды графиков;
должен уметь:
– строить таблицы и графики, выбирать наиболее оптимальные их разновидности, проводить анализ табличных и графических данных, делать выводы по результатам анализа.
Тема 5. Абсолютные и относительные величины
Студент должен иметь представление об основных обобщающих показателях, используемых при анализе статистических данных; о формах выражения абсолютных и относительных величин
должен знать:
– единицы измерения натуральных, условно-натуральных, относительных исчисляемых величин, виды относительных показателей, методику расчета относительных величин;
должен уметь:
– рассчитывать условно-натуральные величины, относительные величины структуры, динамики, сравнения, интенсивности, координации, плана, базисные и цепные показатели, анализировать полученные данные и делать выводы.
Тема 6. Средние величины и показатели вариации
Студент должен иметь представление о сущности средней величины как об обобщающей характеристике совокупности, о качественно однородных и неоднородных совокупностях, о вариации признака в совокупности и мерах вариации, о структурных средних
должен знать:
– методы расчета средних и показателей вариации, логическую форму средней, основные виды средних, определение моды и медианы, формулы для расчета средних, моды, медианы, среднего линейного отклонения, дисперсии, коэффициентов вариации.
должен уметь:
– рассчитывать средние величины простые и взвешенные, структурные средние простые и взвешенные, показатели вариации простые и взвешенные, давать оценку исчисляемым показателям.
Тема 7. Статистическое изучение связи между явлениями
Студент должен иметь представление о социально-экономической сущности причинно-следственных связей между явлениями, об установлении характера зависимости – функциональной либо корреляционной, о факторных и результативных признаках, о форме и тесноте связи между ними для проведения качественного анализа
должен знать:
– виды и формы связи, методы корреляции и регрессии
должен уметь:
– выявлять зависимость между признаками, устанавливать форму связи, находить ее аналитическую форму и уравнение регрессии, на основании чего прогнозировать дальнейшее развитие социально-экономического явления.
Тема 8.Ряды динамики
Студент должен иметь представление о динамических рядах, об условиях сопоставимости рядов, о закономерностях (тенденциях) изменения явлений, о сущности способов обработки рядов с целью выявления тенденций и сглаживания случайных колебаний
должен знать:
– классификацию рядов динамики, методы расчета простейших показателей, таких как средняя хронологическая, абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста, приемы обработки рядов
должен уметь:
– рассчитывать показатели сопоставимых динамических рядов базисные и цепные, представлять результаты графически, проводить анализ полученных данных.
Тема 9. Индексы
Студент должен иметь представление об индивидуальных и общих индексах как относительных показателях, характеризующих соотношение явлений во времени, в пространстве и по сравнению с планом, о способах построения общих индексов - агрегатных и средних из индивидуальных, о качественных и количественных индексах, о базисных и цепных
должен знать:
– терминологию и символику индексного метода, экономический смысл индексов качественных и количественных показателей, индексов Ласпереса и Пааше, методы построения агрегатных индексов и средних из индивидуальных, методы расчета базисных и цепных индексов
должен уметь:
– рассчитывать индексы физического объема производства, товарооборота, индексы цен, стоимости продукции.
Тема 10. Выборочное наблюдение
Студент должен иметь представление об одном из важнейших методов статистического исследования – выборочном наблюдении, о способах отбора объектов наблюдения, о целях выборочного наблюдения, об ошибках репрезентативности, о способах распространения выборочных данных на всю совокупность
должен знать:
– методы расчета средней и предельной ошибок выборки для повторного и бесповторного отбора, соотношение между генеральной и выборочной средней
должен уметь:
– рассчитывать средние и предельные ошибки выборки для повторного и бесповторного отбора по качественным и количественным признакам, на основе вычисленных ошибок оценивать пределы генеральной средней величины или генеральной доли.
Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Теория статистики. Под ред. Р.А. Шмойловой. М. «Финансы и статистика», 2000.
2. Общая теория статистики. Под ред. О.Э. Башиной. А.А. Спирина М, Финансы и статистика, 1999.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. и др. Общая теория статистики М, «Инфра-М», 1998.
4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики М, «Финансы и статистика», 1999.
5. Тория статистики. Учебно-практическое пособие для системы дистанционного образования. Под ред. В.Г. Минашкина М, МЭСИ, 1998.
6. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 1999.
7. Популярный экономико-статистический словарь-справочник Под ред. И.И. Елисеевой М. «Финансы и статистика», 1993.
8. Практикум по теории статистики Под ред. проф. Р.А. Шмойловой М. «Финансы и статистика», 2000.
9.М.Р. Ефимова. О.И. Ганченко, Е.В. Петрова Практикум по общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 1999.
10. Громыко. Практикум по общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ;
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ