Комплект заданий для рефератов и эссе по дисциплине «Организация и проведение социологического исследования при подготовке ВКР»
1. Метод интервью в качественных и количественных исследованиях.
2. Метод анализа документов в социологии, его виды.
3. Этнографический тип качественного социологического исследования.
4. Сущность качественной парадигмы в социологии.
5. Специфика этнографического исследования.
6. Автоэтнография.
7. Кейс-стади как метод исследования. История метода «кейс-стади».
8. Виды «кейс-стади».
9. Программа реализации стратегии «кейс-стади».
10. Обоснованная теория (Grounded theory) как метод исследования.
11. История и специфика метода «обоснованной теории».
12. Логика исследования.
13. Важнейшие операции «обоснованной теории».
14. Биографический метод и «История жизни» в социальном исследовании. История метода и методика реализации.
15. Проблема достоверности данных в рамках стратегии анализа биографий.
16. Метод фокус-групп. Понятие и типы фокус-групп.
17. Общие принципы организации и проведения фокус-групп.
18. Анализ результатов проведения фокус-группы.
19. Метод наблюдения в социальных науках. Сущность и специфика научного наблюдения.
20. Виды наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения.
21. Научный эксперимент. Сущность научного эксперимента.
22. Классификация экспериментов. Методология и методика эксперимента.
23. Изучение социально-экономических и политических процессов с позиций прикладного моделирования. Моделирование и системность.
24. Логико-интуитивное и формализованное моделирование.
25. Эмпирическое и нормативное моделирование.
26. Техника применения экспертных оценок в политических, социологических и экономических исследованиях.
27. Социально-психологические и ситуационные тесты: тест К. Томаса; семантический дифференциал; шкала Богардуса; тест Куна-Маркпартленда и др.
28. Социометрия.
Процедура оценивания.
Максимальная оценка за реферат (кейс) составляет 10 баллов. Из них:
Полное раскрытие темы,
Использование примеров, аргументация,
Оформление и содержание презентации.
Для того чтобы работа считалась сданной, необходимо написать ее на 5 баллов и выше.
6. Содержание практических/семинарских занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Часы | Тема практического занятия/семинара | Краткое содержание | Формируемые компетенции |
Методологические рамки социологического исследования | Методологические рамки социологического исследования | Социальные институты и процессы, как объект исследования. Особенность социального познания, влияние идеологических установок. Различие представлений о человеке в социальных дисциплинах. | ОПК-1 | ||
Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Логические основы системного анализа | Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Логические основы системного анализа | Методология прикладного исследования. Объект и предмет исследования. Выбор, постановка и формулирование цели исследования. Общенаучные и конкретно-предметные методы прикладного. Системный подход в исследовании. Метод структуризации проблемы построения дерева. | ПК-1 | ||
Виды социологических исследований И методы сбора эмпирических данных | Виды социологических исследований И методы сбора эмпирических данных | Социальное и социологическое исследования. Пробное и пилотажное; описательное и аналитическое; сплошное и выборочное исследования. Мониторинг. Опросные методы исследования. Неопросные методы исследования. | ПК-2 | ||
Программа и этапы эмпирического исследования | Программа и этапы эмпирического исследования | Теоретико-методологическая часть программы исследования. Методическая часть программы. Организационный план исследования. Методы сбора информации. Написание научного отчета. | ОПК-1 | ||
Разработка инструментария прикладного исследования | Разработка инструментария прикладного исследования | Общая структура анкеты, принципы ее составления.Базисная часть анкеты. Паспортичка. Правила формулирования вопроса. Виды и типы вопросов в анкете. Логическая структура вопроса. Закрытые и открытые вопросы, вопросы-фильтры. Анализ качества анкеты. | ПК-1 | ||
«Жесткий» анализ эмпирических данных и применение математических средств и программного обеспечения в прикладном исследовании. | «Жесткий» анализ эмпирических данных и применение математических средств и программного обеспечения в прикладном исследовании. | Понятие «анализ», виды анализа данных. Последовательность действий при анализе данных. Подготовка и обработка данных. Специализированные программные оболочки для обработки данных. Работа с файлами данных. Регрессионный, факторный, кластерный анализ. | ПК-2 | ||
Подготовка итоговых документов прикладных проектов. | Подготовка итоговых документов прикладных проектов. | Информационный и аналитический разделы прикладного проекта. Специфические особенности стиля написания аналитических документов (краткость, простота, содержательность, выделение основных идей). | ОПК-1 |
7. Содержание лабораторных занятий (если предусмотрено учебным планом)
лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
Самостоятельная работа бакалавра
№ п/п | Темы, выносимые на самостоятельную работу | Часы | Форма СР | Формируемые компетенции |
Конструирование выборочной совокупности и анализ результатов количественных исследований. | Реферат/ эссе/ тест | ОПК-1 | ||
Языки результата качественного исследования. | Реферат/ эссе/ тест | ПК-1 | ||
Организационный план исследования | Реферат/ эссе/ тест | ПК-2 |