Черное море.
Общие сведения. Черное море - средиземное море Атлантического океана - является самым восточным из морей и представляет собой вытянутый с запада на восток глубокий водоем между Европой и Малой Азией. Наибольшая длина по параллели 42° 30¢ северной широты от вершины Бургасского залива до Кавказского берега севернее рейда Редут - Кале около 610 миль; наибольшая ширина между мысом Очаковский и мысом Баба (41º17΄N, 31º24΄E) примерно 330 миль. В наиболее узкой части южная оконечность Крымского полуострова, мыс Сарыч, удалена от мыса Керемпе (42º01΄N, 31º24΄E) на Анатолийском берегу вверху всего на 142 мили.
Плавание по Черному морю особых трудностей не составляет так как опасности расположены в близи берегов. На подходах к крупным портам и к Стамбульскому проливу из-за растущей интенсивности движения судов следует принимать меры предосторожности. Для определения места положения можно использовать горы, мысы, различные строения, а в открытом море - радионавигационные и астрономические средства.
Берега. К западу от Стамбульского пролива берег сравнительно не высокий; он имеет красноватый цвет в местах, где образован песчаными осыпями, и более темный цвет в местах, покрытых растительностью. Мысы на этом участке обрывисты.
Острова. В Черном море острова лежат в близи брегов, крупных здесь островов нет. Исключением является остров Змеиный расположенный против дельты реки Дунай. В 19 милях от берега. Глубина между средней частью острова Змеиный и брегом 27,5 м; опасностей здесь не обнаружено.
В близи северо-западного берега Черного моря в Тендровском заливе расположена группа низких песчаных остовов. Несколько островков лежит в Бургасском заливе. Кроме того, вблизи берегов, имеются крупные надводные камни и скалы.
Глубины, рельеф дна и грунт. Черное море представляет собой глубоководный бассейн с крутыми склонами. Изобата в сто метров проходит почти параллельно берегу, 1,5-10 милях от него. Только в западной и северо-западной частях моря эта изобата отходит на 20 - 30 миль, а местами и на 80 миль от берега.
Наиболее мелководна северо-западная часть моря. Изобата 100 м проходит по прямой линии от мыса Емине по направлению к порту Евпатория, отделяя большой мелководный район с глубинами, постепенно уменьшающийся к северу. Изобаты 200, 500 и 1000 м параллельны изобате 100 м; из-за крутых понижений дна они проходят на очень близком расстоянии от нее.
В прибрежной полосе моря у скалистых берегов грунт преимущественно галька и гравий, а у низких участках берега песок. На глубинах 20-30 метров песок становится илистым, а на еще больших глубинах постепенно переходит в глинистый ил. До глубин 200 м во многих местах встречаются большие скопления раковин. В северо-западной части моря между устьем реки Дунай и мысом Тарханкут на глубинах 50-60 м огромные площади заняты водорослями.
Течение. Общая схема течений Черного моря представляет собой единую для всего моря систему замкнутых, циклонических потоков (круговоротов). Вдоль берега основные течения движутся против часовой стрелки полосой ширина которой 10-30 миль. Скорость течения в среднем составляет 0,6 - 1,2 узла, а на оси течения увеличивается до 1,4 узла.
Земной магнетизм. Магнитное склонение на эпоху 2006г. изменяется от 4ºЕ западной части до 5,3ºЕ в его восточной части.
Среднегодовое изменение магнитного склонения изменяется от 3,3ºЕ на западе района моря до 1,7ºW на востоке района. Магнитное наклонение изменяется от 64,2ºN на севере района (порт Одесса), до 58,1ºN на юге.
Магнитные аномалии. Значительную площадь имеет аномалия в районе Одесского залива; здесь магнитное склонение изменяется от 5ºW до 9ºЕ.
Средства навигационного оборудования. На большинстве мысов, далеко выступающих в море, установлены светящие знаки и маяки с дальностью видимости 10 - 25 миль.
Кроме визуальных средств навигационного оборудования на берегу Черного моря установлены радиомаяки и оборудовано несколько радиосистем высокой частоты точности.
На отдельных участках Черного моря, как правило, на косах установлены береговые радиолокационные отражатели; для улучшения их опознавания они установлены группами. Дальность отражателя зависит от радиолокационной судовой станции.
В водах Черного моря действует система ограждения МАМС (регион А), приведенная № 3203 и " Радиолокационные системы" №3010 изд. ГУНиО МО.
Режим плавания. У берегов Болгарии и Румынии и на подходах к ним имеются запретные и временно опасные районы для плавания, запретные районы для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, а также временно опасные для постановки на якорь и лова рыбы.
Для уменьшения опасности навигационных аварий плавание в районах, где сходятся потоки движения судов, в районах с большой интенсивностью движения и в районах, судоходство в которых затруднительно и опасно осуществляется по системам установленных путей и систем разделения движения.
Порты и якорные места. У берегов Черного моря расположено много портов и гаваней, в которых можно укрыться от ветров и волнения всех направлений. У западного берега Черного моря расположены болгарские порты Варна и Бургас и румынские порты Констанца и Сулина.
Лоцманская служба. Во все крупные порты Черного моря лоцманская проводка обязательна. В случае необходимости можно вызвать лоцмана и для входа в те порты, в которых лоцманская проводка необязательна.
Для лоцманской проводки судов следующих в порты северо-западного направления Черного моря, создана Единая морская лоцманская служба.
Спасательская служба. На Черноморском бассейне организовано взаимодействие аварийно-спасательных морских пароходств Черноморского флота и гражданской авиацией, и Военно - Воздушных сил.
Служба навигационной информации. В описываемом районе можно получить гидрометеорологическую информацию, а также прибрежные предупреждения.
Оповещения мореплавателей об изменениях обстановки осуществляется в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений.
В портах Черного моря по запросу капитана можно получить сведения о глубинах у пирсов, на подходах к фарватеру, в каналах, а также другую навигационную информацию.
Мраморное море.
Общие сведения. В настоящей лоции описываются пролив Стамбульский, Мраморное море и пролив Чанаккале от Черного моря до Эгейского моря (участок протяженностью около 160 миль); они отделяют Европу от Азии.
Длина Стамбульского пролива 16,2 мили; наибольшая ширина его 2 мили, наименьшая 4 кб. Мраморное море простирается с востока на запад на 120 миль и с севера на юг на 40 миль. Длина пролива Чанаккале около 65 миль; наибольшая ширина его 14,6 мили, наименьшая 7 кб.
Берега. Обрывистые берега Стамбульского пролива образованы крутыми склонами гор.
Северный берег Мраморного моря образован грядой невысоких гор, отроги которых спускаются к морю. На большем своём протяжении этот берег обрывист. Обращенные к морю склоны гор покрыты травой, местами на склонах простираются обрабатываемые поля, а в долинах - сады и виноградник. Вдоль береговой линии тянется узкая, преимущественно каменистая отмель. Берег прорезан множеством пересыхающих летом речек и ручьёв.
Европейский берег пролива Чанаккале преимущественно высокий и приглубый, а азиатский берег - низкий, но местность в этом районе холмистая, постепенно повышающаяся в глубь материка.
Глубины, рельеф дна и грунт. Пролив Стамбульского глубоководен, глубины в его южной части достигают 110 м. Грунт в проливе ил.
В северной части Мраморного моря грунт - песок, ил и ракушка. Скалы встречаются у северо-западного берега моря, в заливе Эрдек, у полуострова Капыдаг, у острова Мармара и у острова Имралы. На глубинах до 60 м у берегов растет много водорослей; на глубинах до 80 м встречаются губки.
Пролив Чанаккале глубоководен. Глубины в северо-восточной его части 20-110 м, а в центральной и юго-западной 20-95м. Грунт в проливе Чанаккале преимущественно ил, местами песок и ил, песок и ракушка, скала.
Течение. Течение в описываемом районе обусловлены водообменом между Черным и Средиземным морями. Течение в проливе Стамбульский, идущее из Черного моря, направлено узкой полосой на S. При выходе из пролива оно делится на три мощных потока, которые следуют соответственно WSW, SSW и на SE в Измитский залив. К западу от острова Мармара первые два потока объединяются и следуют в пролив Чанаккале. В северной и центральной частях моря наблюдаются антициклонические круговороты вод. Средняя скорость постоянного течения при входе в Стамбульский пролив до 1-го узла, в проливе она увеличивается с севера на юг от 1-2 до 5 узлов и более. В Мраморном море, на выходе из пролива Стамбульский, средняя скорость течения 2-4 узла, в центральной части моря до 1-го узла, у северного входа в пролив Чанаккале 1-2 узла, к югу местами увеличивается до 2-4 узлов. В прибрежной части проливов почти повсеместно скорость течения не превышает 1-го узла.
Особые физико-географические явления. К особым физико-географическим явлениям, которые следует учитывать при плавании в описываемом районе, нужно отнести сейсмическую деятельность и миражи.
Лоцманская служба. Лоцманская проводка для судов, следующих транзитом через проливы Стамбульский и Чанаккале, необязательна, однако ввиду большого количества судов, сильного течения, а также множества береговых огней, из-за которых трудно обнаружить огни средств навигационного оборудования, рекомендуется брать ночью, в плохую погоду, в ограниченную видимость, а также всем большим судам.
Заявку на лоцмана нужно подавать за 24 часа до подхода к Стамбульскому проливу и Чанаккале.
В Турции для вызова лоцмана пользуются обычными сигналами по Международному своду сигналов и по телефонной радиосвязи.
Эгейское море.
Общий обзор. Описываем Эгейское море, расположенное в северо-восточной части бассейна Средиземного моря. На востоке Эгейское море омывает берега полуострова Малая Азия, а на севере и западе - Балканского полуострова. С юга Эгейское море ограничено линией, соединяющей мысы Тенарон (36º23΄N, 22º29΄Е) и Акьяр (36º41΄N, 28º14΄Е) и проходящей через острова Китира, Андикитира, Крит, Карпатос и Родос.
Протяженность береговой линии с островами свыше 8000 миль. С севера на юг и с востока на запад Эгейское море простирается соответственно почти на 350 и 180 миль.
Берега. Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хребтами. Склоны гор покрыты вечно зелеными кустарниками, местами на них разбиты фруктовые сады; выше в горах растут сосновые и дубовые леса.
Острова и проливы. Многочисленные острова, расположенные в Эгейском море, высокие. Значительное их количество вулканического происхождения.
Плавание среди островов Эгейского моря несложно, так как они опознаются хорошо. Глубины вблизи островов большие, и подводных опасностей в многочисленных проливах и проходах между ними почти нет. Около островов находится много якорных мест, где можно укрытся от ветров и волнения.
Течение. Режим течений Эгейского моря характеризуется циркуляцией вод против часовой стрелки. Вследствие этого в западной и центральной частях моря преобладают течения южного направления. Течение, выходящее из пролива Чанаккале, со скоростью 1,5 - 2 узла следует на юго-запад и запад. Скорость течений в районе островов и проливов весьма изменчива.
Глубины, рельеф дна и грунт.д. но Эгейского моря отличается большой неровностью. Рельеф его в настоящее время не остается постоянным вследствие непрекращающихся тектонических колебаний. Хотя неровный рельеф дна Эгейского моря и не создает непосредственной опасности для плавания.
Грунт - ил, песок, глина и коралл.
Особые физико-географические явления. К особым физико-географическим явлениям, которые следует учитывать при плавании в Эгейском море, следует отнести сейсмическую и вулканическую деятельность и миражи.
Миражи возникают в тех случаях, когда наблюдается резкое расслоение атмосферы и на границах слоев происходит скачок плотности.
Ионическое море.
Даем описание: западного берега Греческой Республики от мыса Тенарон до мыса Стило с прилегающими к этому берегу Ионическими островами; юго-восточного берега Итальянской Республики от мыса Санта-Мария-ди-Леука до мыса Пачи.
Берега. Западный берег Греции преимущественно высокий и обрывистый. Наиболее обширные низменности, местами болотистые, выходят к заливу Патраикос и к северному берегу залива Амвракикос. Некоторые ориентиры можно опознать с 60-80 миль. Многие вершины, возвышающиеся над горными массивами, большую часть года покрыты снегом и являются хорошими приметными пунктами.
Вблизи западного берега Греции лежат гористые Ионические острова. Горные хребты здесь, так же как и на Балканском полуострове, имеют в основном меридиональное направление. Высота гор 800-1000 м.
Острова и проливы. Район изобилует большими и малыми островами. Вдоль западного берега Греции на 140 миль тянутся Ионические острова. К ним относятся острова Закинф, Кефалиния, Итака, Левкас, Керкира и прилегающие к ним островки и скалы.
Берега Ионических островов сильно изрезаны, и здесь есть много укрытых от ветров бухт.
Течение. Течение Ионического моря направляется вдоль берегов Греции в Адриатическое море, совершив в нем круговорот против движения часовой стрелки, течение выходит из Адриатического моря, направляется вдоль юго-восточного берега Апеннинского полуострова. Средняя скорость постоянного течения не менее 0,5 узла, местами 0,6 - 1 узел.
Глубины, рельеф дна и грунт. Ионическое море глубоководно. Изобата 100 м проходит на расстоянии не более 5 миль от берега, а в некоторых местах - почти вплотную у него.
В расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным.
Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил; местами глина и камень. В открытом море грунт состоит из серого, желтого и коричневого ила.
Адриатическое море.
Адриатическое море представляет собой наиболее обширный залив Средиземного моря, глубоко вдающийся в его северный берег между Балканским и Апеннинским полуостровами.
Адриатическое море вытянуто с SЕ на NW почти на 430 миль; его ширина 40-120 миль. Вход в Адриатическое море, называемый проливом Отранто, расположен между островом Керкира (39º40΄N, 19º50΄Е), лежащим у юго-западного берега Балканского полуострова, и мысом Санта-Мария-ди-Леука (39º48΄N, 18º22΄Е), выступающим от Апеннинского полуострова. Проливом Отранто Адриатическое море соединяется с Ионическим морем.
Берега. Северо-восточный берег моря почти на всем протяжении горист и только к северу от пролива Отранто, между заливом Влёра и устьем реки Дрин, лежит Албанская низменность, шириной 5-12 миль.
Горы на северо-восточном берегу моря сложены из известняка. Из прибрежных гор наиболее высоки горы хребта Велебит, который опоясывает большую часть северо-восточного берега залива Кварнер. Высота отдельных вершин этого хребта превышает 1700 м. В 25-30 милях от береговой черты высота горных хребтов превышает 2000-2500 м. Низменные участки и склоны гор, от подножия до высоты 200-400 м, поросли вечнозелёным кустарником, дубовыми и сосновыми лесами, а выше преобладают оливковые, апельсиновые и лимонные рощи и виноградники.
В северо-восточный берег моря вдаётся несколько заливов и бухт, из которых наиболее крупными являются залив Кварнер и Триестский залив, отделённые друг от друга возвышенным полуостровом Истрия.
Острова и проливы. У северо-восточного берега Адриатического моря между мысом Петка (42º39΄N, 18º04΄Е) и полуостровом Истрия, на расстоянии до 65 миль от береговой черты, расположены многочисленные острова. Проливы между островами ведут к берегу. Они широки и глубоководны.
Глубины, рельеф дна и грунт. Адриатическое море является наиболее мелководным из всех морей, входящих в Средиземноморский бассейн. Вдоль берега Албании рельеф дна сравнительно ровный. Глубины постепенно увеличиваются по мере удаления от берега. Изобата 100 м проходит здесь в 5-20 милях от береговой черты. В юго-восточной части моря на глубинах более 200 м грунт глина, а на глубинах менее 200 м песок, ил и глина.
Особые физико-географические явления. Берега Адриатического моря находятся в зоне активной сейсмической деятельности. Землетрясения силой 6-9 баллов происходят у побережий Италии, Албании и Югославии.
Средства навигационного оборудования. Побережье Адриатического моря имеет развитую сеть береговых средств навигационного оборудования. На мысах, далеко выступающих в море, и наиболее удалённых от побережья островах установлены маяки и светящие знаки, с дальностью видимости 15 миль и более. Из радиотехнических средств навигационного оборудования на побережье Адриатического моря имеются радиомаяки и аэрорадиомаяки. Однако следует иметь в виду, что аэрорадиомаяки могут временно прекращать свою работу или изменять её режим, о чём мореплавателям не даётся никаких извещений.
Порты и якорные места. На берегах Адриатического моря имеется ряд крупных портов, играющих значительную роль в экономике Албании, Югославии и Италии. В Албании это Дурес, в Югославии - порты Сплит, Шибеник, Задар, Риека и Пула. Наиболее крупными портами Италии являются порты Бриндизи, Бари, Анкона, Венеция и Триест.
У северо-восточного берега моря расположены многочисленные якорные места. Лучшие якорные места для больших судов, защищённых от ветров и волнения любых направлений, находятся в заливах Влёра, Которский, Каштеланский, Трогирский и Бргульский, в проливах Колоченский, Шибенский и Задарский и в бухтах Палермо, Шибеник и Мали-Лошинь.
Навигационная информация. В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ).
Таблица 1.4.1 - СНО
№ | Наименование маяка (знака) | Место установки | Дальность Мили | Открытие | Закрытие | Примечание (стр) | |||
Широта N | Долгота Е | Пеленг | Время | Пеленг | Время | ||||
Одесский | 46º22,8´ | 30º44,9´ | - | - | 347º | 14.24 | |||
Воронцовский | 46º28,8´ | 30º45,7´ | - | - | 336º | 12.44 | |||
Днестровско - Цареградский | 46º04,5´ | 30º28,4´ | 268º | 14.00 | 318º | 15.30 | |||
Будаки | 45º55,3´ | 30º17,3´ | 280º | 14.00 | 309º | 16.37 | |||
Змеиный | 45º15,3´ | 30º12,3´ | 232º | 18.44 | 165º | 22.11 | |||
Сфынтул-Георге | 44º53,9´ | 29º36,1´ | 293º | 23.34 | 338º | 01.48 | |||
Мангалия | 43º48,7´ | 28º33,6´ | 256º | 07.41 | 298º | 09.46 | |||
Калиакра | 43º21,8´ | 28º28,0´ | 275,5º | 11.46 | 335,5º | 14.13 | |||
Емине | 42º42,1´ | 27º54,0´ | 257º | 16.26 | 303º | 18.33 | |||
Анадолу | 41º13,0´ | 29º09,0´ | 21,5 | 350,5º | 02.06 | - | - | ||
Сивриада | 40º52,0´ | 28º58,0´ | 14,5 | - | - | 273º | 09.43 | ||
Сигри | 39º13,0´ | 25º50,0´ | 21,5 | 151º | 04.53 | 78,5º | 07.53 | ||
Литари | 38º47,0´ | 24º41,0´ | 23,5 | 253º | 09.33 | 338º | 13.06 | ||
Фаса | 37º58,0´ | 24º42,0´ | 20,5 | 194º | 13.46 | 237º | 18.28 | ||
Мандили | 37º56,0´ | 24º32,0´ | 16,5 | 243º | 15.54 | 220º | 19.00 | ||
Айос-Эорьос | 37º28,0´ | 23º56,0´ | 11,5 | 226º | 19.57 | 14º | 22.35 | ||
Белопуло | 36º56,0´ | 23º27,0´ | 16,5 | 229º | 23.42 | 11º | 03.32 | ||
Малеас | 36º27,0´ | 23º12,0´ | 18,5 | 218,5º | 02.39 | - | - | ||
Заволо | 36º26,0´ | 23º06,0´ | 9,5 | 347º | 15.57 | 12º | 18.47 | ||
Спати | 36º23,0´ | 22º57,0´ | 277º | 19.33 | 73º | 05.47 | |||
Тенарон | 36º29,0´ | 22º29,0´ | 272º | 07.21 | 106º | 11.05 | |||
Сапьендза | 36º45,0´ | 21º42,0´ | 307º | 11.25 | 131,5º | 16.56 | |||
Кери | 37º39,0´ | 20º49,0´ | 339º | 20.03 | 125,5º | 21.55 | |||
Скинари | 37º56,0´ | 20º42,0´ | 72º | 22.22 | 115,5º | 00.09 | |||
Ерогомбос | 38º11,0´ | 20º20,0´ | 335º | 21.22 | 170,5º | 03.45 | |||
Андипакси | 39º08,0´ | 20º15,0´ | 355º | 05.32 | 104º | 08.08 | |||
Волуица | 42º05,0´ | 19º04,0´ | 20,5º | 03.37 | 70º | 05.31 | |||
Свети-Андрия | 42º39,0´ | 17º57,0´ | 351º | 09.08 | 59º | 12.20 | |||
Глават | 42º46,0´ | 17º09,0´ | 329º | 12.40 | 38º | 15.32 | |||
Струга | 42º43,0´ | 16º53,0´ | 306,5º | 12.33 | - | - | |||
Сушац | 42º45,0´ | 16º29,0´ | 314º | 15.12 | 157º | 20.21 | |||
Стончица | 43º04,0´ | 16º15,0´ | 321º | 17.02 | 122º | 23.54 | |||
Муло | 43º31,0´ | 15º55,0´ | 330º | 21.21 | 82º | 01.38 | |||
Блитвеница | 43º38,0´ | 15º35,0´ | 324,5º | 22.41 | 106,5º | 04.08 | |||
Сестрица | 43º51,0´ | 15º12,0´ | 343º | 01.48 | 108º | 06.14 | |||
Вели-Рат | 44º09,0´ | 14º49,0´ | 342º | 04.31 | 103º | 09.08 | |||
Сусак | 44º31,0´ | 14º18,0´ | 337º | 07.21 | 101º | 12.38 | |||
Свети-Иван-на-Пучини | 45º03,0´ | 13º37,0´ | 358º | 12.55 | 135º | 18.07 | |||
Савудрия | 45º29,0´ | 13º30,0´ | 19º | 15.08 | - | - | |||
Виттория | 45º41,0´ | 13º46,0´ | 267º | 17.55 | - | - |
Таблица 1.4.2 - Радиомаяки
№ | Название и № по РТСНО | Позывной | Частота (l) кГц | Характеристика | Даль ность (мили) | Расписание работы | Приме- чания |
Воронцовский 565 | ВР | 309,5 | А2А | ВР (4 раза) 20с Тире 25с ВР (2 раза) 10с Пауза 305с | №3003 стр.117 | ||
Одесский 560 | ОД | 309,5 | А2А | ОД (4раза) 20с Тире 25с ОД (2 раза) 10с Пауза 305с | №3003 стр.117 | ||
Ильичёвский 555 | ИЧ | 318,5 | А1А | ИЧ (5 раз) 18,75с Тире 25с ИЧ (2 раза) 7,5с Пауза 308,75с | №3003 стр.117 | ||
Змеиный 2400 | ЗМ | 291,5 | А2 | I | № 3001 стр.131 | ||
Сфынтул-Георге 2403 | СГ | 291,5 | А2 | II | №3001 стр.132 | ||
Констанца 2405 | ЦТ | 291,5 | А2 | III | № 3001 стр.132 | ||
Эмине 2415 | ЕИ | 291,5 | А2 | V | №3001 стр.132 | ||
Калиакра 2411 | КЛ | 291,5 | А2 | IV | №3001 стр.132 | ||
Маслен-Нос 2420 | МН | 291,5 | А2 | VI | № 3001 стр.132 | ||
Тюркели | РБ | 301,1 | А2А | I, II | № 3001 99 | ||
Стамбул АРМк 1715 | ТОП | 370,0 | А2А | Н24 | № 3001 стр.101 | ||
Кумкале 8000 (отв) | Т | - | - | 13-23 | 360º | № 3001 стр.259 | |
Лемнос 1775 | ЛМН | А2А | Н24 | № 3001 стр.102 | |||
Каристос АРМк 1800 | КРС | А2А | Н24 | № 3001 стр.103 | |||
Сунион АРМк 1805 | СУН | А2А | Н24 | № 3001 стр.103 | |||
Каламата АРМк 1835 | КТА | А2А | HJ | № 3001 стр.104 | |||
Андравира АРМк 1840 | АМЛ | А2А | HJ | № 3001 стр.104 | |||
Превенза АРМк 1850 | ПРЖ | А2А | Н24 | № 3001 стр.104 | |||
Керкира АРМк 1855 | КЕК | А2А | Н24 | № 3001 стр.104 | |||
Санта Мария-ди-Леука 2020 | МЦ | 287,5 | А1А | I, II | № 3001 стр.108 | ||
Триват АРМк 1865 | ТАЗ | А2А | Н24 | № 3001 стр.104 | |||
Молунат 1870 | ЫЦ | 305,7 | А2А | Туман непр. Ясно Н+10, 16, 40, 46 | № 3001 стр.105 | ||
Сплит АРМк 1890 | ДЖН | А2А | Н24 | № 3001 стр.105 | |||
Мовар 1900 | ЫЖ | 289,6 | А2А | Туман непр. Ясно Н+16, 22, 46, 52 | № 30001 стр.105 | ||
Каменяк 1915 | ЫП | 298,8 | А2А | Туман непр. Ясно Н+20, 26, 50, 56 | № 3001 стр.106 | ||
Виттория 1945 | РД | А1А | - | № 3001 стр.106 | |||
Триест 8015 | ТС | - | - | 360º | № 3001 стр.259 |
Таблица 1.4.3 - РНС
№ п/п | Название РНС | Название цепочки | Номер цепочки | Стр. РТСНО |
Кантандзоро (Италия) Лампедузы (Италия) | Средиземное море | SL1-X SL1-X | ||
Кантандзоро (Италия) Карча (Турция) | Средиземное море | SL1-Y SL1-Y | ||
Кантандзоро (Италия) Эль-Этартит (Испания) | Средиземное море | SL1-Z SL1-Z |
Вывод: При переходе из п. Одесса в п. Триест количество береговых маяков, светящих знаков и радиомаяков достаточное, что позволяет производить определение места с требуемой точностью и периодичностью. Что касается Радионавигационных систем, то на переходе встречается система Кантандзоро (Италия) - Карча (Турция). Судовая коллекция карт содержит достаточное количество карт с изолиниями системы LORAN-C, это облегчает судоводителю работу по обсервациям в Эгейском, Ионическом море, и также обеспечит определение места судна с требуемой точностью и периодичностью.
Сведения о портах
ПОРТ ОДЕССА
Порт Одесса - один из крупнейших портов Украины - оборудован в Одесском заливе, находящемся в северо-западной части Чёрного моря. К нему примыкает город Одесса - крупный культурный и промышленный город Украины.
Одесский залив вдается в берег между мысом Ланжерон (46º29΄N, 30º46΄Е) и находящимся в 4,9 мили к NNE от него мысом Северный Одесский. Берег вершины залива низкий и песчаный, но по направлению к входным мысам он постепенно повышается. Северный берег высокий и обрывистый. Глубины в северо-восточной части залива менее 10 м. В центральной и северной частях залива есть банки и подводные препятствия.
С Е порт защищен Карантинным молом, его продолжением - Рейдовым молом, Новым и Заводским волноломами, а с N - молом Нефтяной гавани и Старым волноломом.
Порт состоит из Карантинной, Новой, Каботажной, Практической, Заводской, Рабочей и Нефтяной гаваней. В порт ведут три входа: восточный, западный и северный. Восточный вход расположен между восточной оконечностью Старого волнолома и Рейдовым молом; при сильных ветрах от NE и Е в нем образуется толчея, сильно затрудняющая управление судном. Западный вход расположен между западной оконечностью Старого волнолома и южной оконечностью Нового волнолома; этим входом пользуются суда, идущие в Практическую и Нефтяную гавани. Северный вход расположен между северной оконечностью Нового волнолома и молом Нефтяной гавани, этим входом пользуются маломерные и служебные суда, идущие в Нефтяную гавань.
Акватория порта, заключенная между гаванями, расположенными в юго-восточной части порта, и Старым волноломом, является внутренним рейдом. С внутренней стороны Старого волнолома имеются палы. Здесь одновременно может стоять на якоре несколько судов, которые швартуются к Старому волнолому кормой. К Старому волнолому можно стать и бортом. Кроме того, с южной стороны Старого волнолома установлены три плавучих пирса для лихтеров.
Часть Одесского залива, находящаяся к N от восточного входа в порт, называется Одесским рейдом; на нем расположен район якорного места №355. Рейд открыт ветрам от NE до SSE. Глубины на рейде 7-14 м; грунт якоря держит хорошо. Внешним рейдом порта Одесса является район якорного места №354, находящийся в 3,4 мили к Е от мыса Ланжерон.
Приметные пункты. При подходе к порту Одесса и плавании по его акватории ориентирами могут служить: красная кирпичная башня высотой 20 м вблизи мыса Малый Фонтан (46º26΄N, 30º46΄Е); здание с шаром на верху высотой 46 м (46º26,4΄N, 30º46,2΄Е); телевизионная мачта высотой 199 м и красная кирпичная труба высотой 120 м в городе Одесса; труба высотой 46,5 м (46º33,6΄N, 30º49,5΄Е); обелиск белого цвета высотой 16 м у восточной окраины селения Новая Дофиновка (46º35΄N, 30º55΄Е); красные кирпичные трубы высотой 30,2 и 28,5 м, расположенные соответственно в западной и восточной частях селения Гвардейское (46º35΄N, 30º57΄Е), и мыс Северный Одесский.
Гидрометеорологические сведения. Ветры. В районе порта Одесса в течении года преобладают северо-западные ветры. С марта по сентябрь часты также юго-восточные ветры. Скорость ветра с апреля по сентябрь 5 м/с.
Колебания уровня связаны в основном со сгонно-нагонными явлениями. Северо-западные ветры понижают уровень, а восточные - повышают. Наибольшая величина сгонно-нагонных колебаний уровня составляет 2,9 м.
Течения в Одесском заливе слабые; скорость их обычно 0,1-0,2 уз, и даже при сильных ветрах редко превышают 0,6 уз.
Подводные кабели (два) проложены от оконечности Карантинного мола к восточной оконечности Старого волнолома.
Лоцманская служба. Вход в порт Одесса, выход из него, а также перешвартовка судов в порту осуществляется круглосуточно и только под проводкой лоцмана.
Ремонт. В порту можно произвести капитальный ремонт корпуса и механизмов судна. У Докового пирса находится три плавучих дока.
Снабжение. В порту есть в достаточном количестве уголь и жидкое топливо, которое доставляется к судну баржами. Воду можно получить непосредственно из водопровода у причалов или же с водолеев при стоянке у причалов и на якоре. Можно приобрести продовольствие.
Навигационная информация. При входе в порт суда могут получить навигационную информацию.
Береговая радиолокационная станция (БРЛС) находится в здании поста регулирования движения судов.
ПОРТ ТРИЕСТ
Порт Триест (Trieste) оборудован в юго-восточной вершине Триестского залива и является одним из наиболее крупных портов Адриатического моря. К порту примыкает город Триест. В южной части акватории порта, занимающей обширную и глубоководную бухту Муджа, находятся небольшие гавани, причалы, верфи, а также южная из трех больших гаваней порта - гавань Порто-Франко-Нуово. Севернее бухты Муджа находятся большие гавани Порто-Франко-Веккье и Порто-Догонале. В гаванях порта выставляют швартовные бочки.
Порт Триест доступен для любых судов и может вместить их большое количество. Гавани Порто-Франко-Нуово и Порто-Франко-Веккье защищенны с запада волноломами, а гавань Порто-Доганале, за исключением её южной части, открыта западным ветрам и волнению.
Приметные пункты. При подходе к порту видны горы Юлийские Альпы высотой 1220 м, находящиеся в глубине берега. При хорошей видимости из района мыса Савудрия опознаётся гора Ре или Нанос (45º48΄N, 14º03΄Е), высотой 1299 м. Из гор, расположенных вблизи берега, приметны: гора Монте-Белло (45º38΄N, 14º49΄Е) высотой 268 м; гора Монте-Спаккато высотой 405 м, возвышающаяся в 1 миле к NNE от горы Монте-Белло; гора Монте-Калво высотой 447 м, находящейся в 1,6 мили к N от горы Монте-Белло; гора (45º41΄N, 13º48΄Е) высотой 348 м со стоящим на её вершине обелиском и сооружение маяка Виттория.
Лучшим ориентиром, хорошо видимым даже во время тумана, является телевизионная башня высотой 110 м, находящаяся на вершине горы Конконелло в 1,3 мили к WNW от горы Монте-Калво.
Гидрометеорологические сведения. В порту Триест бора бывает очень сильной. Признаки появления боры: появление над горами за городом Триест беловатых кучевых облаков и одновременные с ним повышение атмосферного давления и понижение температуры воздуха.
Лоцмана. Лоцманская проводка в порт Триест обязательна для всех судов водоизмещением более 500 т. Приём лоцмана производится в 6,5 кб к WNW от мола Фрателли-Бандьера. Лоцманская станция расположена в западной части мола Фрателли-Бандьера.
Ремонт. В порту можно произвести ремонт корпуса и механизмов любых судов. Здесь имеются три верфи.
Станции и сигналы. Сигнальная станция находится при маяке Фрателли-Бандьера. В случае приближения шторма днем на станции поднимается чёрный конус, а ночью зажигается красный огонь.
С указанного маяка даются сигналы времени. Спуск шара на мачте маяка с одновременным пушечным выстрелом означает 12ч00мин во 2 поясе. На северо-восточной стороне маяка Фрателли-Бандьера укреплён щит, на котором вывешиваются показания барометра, сменяемые два раза в день. В случае непогоды, а также при сильном ветре показания барометра сменяются несколько раз в день.
Район, запретный для якорной стоянки, находится к S от линии, проходящей через северо-западную оконечность пирса II гавани Порто-Франко-Веккье в направлении 255º.
Якорные места. Становиться на якорь в порту Триест можно как в бухте Муджа, за исключением бухточки Муджа, так и в западнее гавани Порто-Франко-Веккье. При постановке на якорь в бухте Муджа следует иметь ввиду, что в 9 кб к N от гавани Муджа лежат обломки затонувшего судна. Грунт в бухте ил, якоря держит хорошо. При усилении ветра следует отдать второй якорь. При юго-западных ветрах лучше всего становиться на якорь в средней части бухты Муджа между гаванями Сан-Сабба и Муджа. Можно становиться на якорь также западнее гавани Порто-Франко-Веккье на глубинах 19-21 м, но эти места недостаточно хорошо защищены от штормовых ветров; сильные юго-западные ветры создают здесь волнение, которое может быть опасным для стоящих на якоре судов.
Портовые правила. Все суда при входе в порт Триест и выходе из него должны уменьшать скорость хода.
Суда, проходящие мимо пирс