Ход мероприятия
Звучит фонограмма 1 (Мир похож на цветной луг)
- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады встрече с вами!
Сегодня речь пойдет об удивительном и очень важном понятии, которое вы мне назовете сами, когда послушаете это стихотворение:
Друг без друга мы скучаем
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее….
ДРУЖБА
- Правильно, ребята! Мы будем говорить о дружбе.
- А есть у нас ребята, которые пришли не одни, а с другом или друзьями?
- А как, по-вашему, что такое дружба? (внимание, забота друг о друге, помощь, взаимопонимание)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову дружба дано в словаре Ожегова.
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? «Общность интересов»?
- А сестра или брат могут быть другом?
- А мама или папа? Бабушка или дедушка?
Учиться дружеским отношениям, доверию, взаимопомощи мы начинаем в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы её понимаете?
- Молодцы, ребята, сколько вы знаете о дружбе!
- Скажите, ребята, что произойдет, если на земле исчезнет дружба?
- Оказывается, во Вселенной есть такие планеты, на которых забыли, что такое дружба.
Мы только что получили послание с одной планеты. В нем говориться, что жители на этой планете разучились дружить, стали часто ссориться, поэтому ни одного дела не могут сделать вместе. У планеты нет даже названия, так как жители не могут договориться даже в этом. Планета разрушается и может скоро погибнуть. Жителям планеты нужна наша помощь.
- Вы согласны отправиться в путешествие, чтобы спасти эту планету и помочь жителям понять, что они делают неправильно?
Путешествовать мы будем на волшебных звездолетах, двумя командами. Я предлагаю каждой команде посовещаться одну минуту и придумать название своему звездолету. Название вашего корабля должно отражать тему нашего путешествия, то, что вы такая дружная команда. (Дети придумывают название)
- Молодцы, ребята! Сработали дружно и слаженно. Теперь мы можем отправляться в путешествие. Закройте глаза, представьте, что вы летите на космическом корабле.
Фонограмма 2 («Космос»)
- Планета Земля уже далеко от вас, а вокруг только темный необъятный космос… Но вам не страшно, ведь вы знаете, что рядом с вами надежная команда, друзья, которые всегда придут на помощь.
(Дети открывают глаза)
- Мы с вами приземлились на планету. И должны будем пройти целый ряд испытаний, которые помогут жителям планеты понять, что такое дружба.
А вот и первое испытание, которое нам предстоит пройти.
«Собери пословицу»
Фонограмма 3 («Дружба крепкая») фоном
Перед вами пословицы, разделенные на части.
Каждой команде нужно собрать по три пословицы о дружбе и объяснить их значение. (2 минуты)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей (друзья всегда выручат в трудную минуту)
- Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь (потеряешь доверие друга – уже не вернешь)
- Не в службу, а в дружбу (Сделать что-то не по принуждению, а по доброте)
- Старый друг лучше новых двух (друг верный, проверенный, никогда не подведет)
- Человек без друзей, что дерево без корней (человек не может обойтись без друзей, они помогут в трудную минуту)
- Друг познается в беде (настоящий друг в трудную минуту придет на помощь)
Команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием, получает жетон
Игра «Забей мяч в ворота!»
Фонограмма 4(«Если с другом вышел в путь»)
От каждой команды приглашаю по 6 человек. Ваша задача забить мяч в ворота этим брусом. Но, сложность в том, что вы будете управлять им только держа его за веревки.
Команда, которая быстрее справится с заданием, получает жетон
- А сейчас, ребята, я прочитаю вам притчу. Вы слушайте внимательно, а после моего рассказа ответьте, какие пословицы подойдут к этой притче?
Кавказская притча «Настоящая дружба»
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в загон, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
- Как вы думаете, какие половицы лежит в основе этой притчи?
- не имей сто рублей, а имей сто друзей
- человек без друзей, что дерево без корней
- друг познается в беде.
Команда, назвавшая большее количество пословиц и поговорок, получает жетон.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом ответьте на вопрос:
- Можно ли назвать этого героя настоящим другом?
Обучающийся читает стихотворение:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш он дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
- Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему вы так считаете?
Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, конфеты, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.